Майя Коморовска – известная польская актриса (р. 1937). После окончания факультета кукловодов Краковской театральной школы работала в Краковском театре «Гротеск» и Вроцлавском театре-студии Ежи Гротовского «13 рядов».
В кино дебютировала небольшой ролью в короткометражном фильме Кшиштофа Занусси «Горы в сумерках» (1970), а международная известность пришла к актрисе после получения премии за лучшую женскую роль на МКФ в Сан-Ремо, сыгранную в ленте Занусси «За стеной» (1971). Играла почти во всех картинах Занусси – «Семейная жизнь» (1971), «Квартальный баланс» (1974), «Спираль» (1978), «Дороги в ночи» (1979, в ФРГ), «Контракт» (1980), «Год спокойного солнца» (1984), «Состояние обладания» (1989), «Галоп» (1995).
Коморовска снималась в фильмах других польских режиссеров: «Как далеко отсюда, как близко» (1972) и «Лава. Повесть о «Дзядах» Адама Мицкевича» (1989) Тадеуша Конвицкого, «Свадьба» (1972) и «Барышни из Вилько» (1979) Анджея Вайды.
Со второй половины 70-х годов часто снималась за рубежом. Среди наиболее значительных работ – «Будапештские сказки» (1976) Иштвана Сабо.
На рубеже 70–80-х годов принимала активное участие в диссидентском движении в Польше. На фестивале в Берлине в феврале будет показан новый фильм Вайды «Катынь», где одну из главных ролей сыграла Коморовска. Накануне фестиваля актриса дала интервью корреспонденту «НГ».
– Пани Коморовска, часто ли вспоминаете свое участие в «Солидарности»?
– В декабре была очередная годовщина. В эти дни всегда вспоминается то время. Не я вспоминаю – время напоминает о себе. Я была связана с комитетом при Примасе, Комитетом помощи интернированным и заключенным. Мы работали в костеле Святого Мартина. Вернее, не то что работали, там место нашлось для нас. Я ездила в тюрьмы, разбросанные по всей Польше. Сначала мы возили туда лекарства, теплые вещи – то, что было нужно. А потом появились возможности видеться с интернированными, иногда только с парой человек, иногда побольше. Это были времена, когда люди очень помогали друг другу┘
– Этот опыт как-то стимулирует вас к тому, чтобы заниматься политической или общественной жизнью сегодня?
– В общественной жизни – да┘ Могу ответить только о себе┘ В политической жизни просто труднее участвовать┘ Был такой период, когда мне предлагали быть сенатором, но тогда надо выбрать: или – или. Или мне надо было оставить студентов – а я тогда работала над дипломным спектаклем, или работать в парламенте. Я думаю, если человек, артист работает, творит, так не то что не может, но это очень трудно совмещать. А вот на общественной ниве актеры очень много у нас в Польше работают, хотя бы сбор денег на Повонзках (самое известное в Польше варшавское кладбище, вроде нашего Новодевичьего. – «НГ»), проводим разные акции, очень многие из нас, что были в том самом общественном Комитете помощи интернированным, помогали при расширении хосписа и т.д., многие люди участвуют в общественной жизни параллельно с работой в театре или в кино. Если хочешь выбрать политику, то надо свою работу на какое-то время оставить.
– В России «Катынь» Вайды не идет. А как вам кажется – надо ли, чтобы эта лента была показана в России?
– Я думаю, что да. Нет, я не верю в то, что этот фильм может испортить отношения между нашими странами. Все, конечно, зависит от доброй воли, но, по-моему, рассчитаться со своей историей┘ это очень важно┘ Катынь – это факт, исторический факт┘ и я думаю, что это не должно помешать. Я верю, что не должно. Там ведь есть ваш актер Сергей Гармаш. Он прекрасно сыграл, и я думаю, что это еще одно доказательство этого. Не показать – это будет означать гораздо больше, чем показать.
– Вы преподаете в театральной школе. Спрашивают ли вас студенты о вашей общественной деятельности и вообще – о недавней истории Польши?
– Нет, вы знаете, я прежде всего учу профессии. Но человек живет в обществе, в своей стране, наверняка студенты это видят, студенты понимают... Я стараюсь передавать им свой опыт, делюсь со своими студентами┘ это невольно, то, что человек делает, даже как работает, не только то, что делает, но как делает также, я думаю – это важно.
– Участие в общественной, политической жизни влияет на ваши роли?
– Вы знаете, так нельзя задавать вопрос. Слишком в лоб. Я могу ответить так: все отпечатывается. Но я думаю, что вы должны осторожнее задать вопрос, как бы красивее. Ну, может, не осторожнее, но красивее, этот вопрос должен быть красивее. Все имеет влияние на жизнь┘ Вот такой пример – когда нет спектакля, я могу участвовать во встречах. В одном месте я читаю стихи. Стихи Шимборской, потом еду к доминиканцам в Лодзь, и там буду читать стихи, начиная с классиков и до ксендза Твардовского, ксендза Пасерба и так далее, так что работы такой┘ как бы тоже творческой, ведь это тоже творческая, но в то же время общественная┘ очень много.
Варшава–Москва