0
1132
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2008 00:00:00

География по памяти

Тэги: выставка, данберг, родина, музей


выставка, данберг, родина, музей Так постепенно тонет в грязи красота.

Новый проект «Русско-шведский диалог» стартовал выставкой Наташи Данберг в московском Музее современного искусства. Несколько лет назад художница уехала из России в Швецию. Встреча разных культурных традиций часто рождает размышления о самоидентификации. Спровоцированные этими мыслями воспоминания и ассоциации – тема новых работ Данберг, выполненных в смешанной технике фотографии и живописи, а также в фарфоре.

Экспозиция занимает небольшой зал, все представленное (за исключением, собственно, заглавной работы) создано в 2007-м. Так что если оно и не подготовлено специально для выставки, то сама выставка – итог живописных размышлений за год.

Данберг работает не только и даже не столько с географическим пространством. На ее работах появляются не одни русские деревенские избы или шведские кемпинговые вагончики. Ее тема – и география культурная. В очерченные географические рамки она пытается вписать знаки совсем других эпох – и древнегреческую скульптуру, и нидерландскую ренессансную живопись, и барочную пластику┘ В этом смысле художница – космополит, а ее «Родина» – подобие некоего абсолюта, наполняемого не только конкретными жизненными обстоятельствами, но и отвлеченными фантазиями.

Самое интересное, собственно, смысл – напрямую связан здесь с техникой. Художница делает фотоколлаж, затем накладывает на него прописанное акрилом или маслом стекло. И фотография как относительно объективная память начинает видеться, так сказать, сквозь призму индивидуального восприятия. В горах откуда ни возьмись появляется телефонная будка и рядом с ней типичный для нидерландской живописи XV столетия ангел («Связи»). Зачем телефон, зачем отголосок давно минувшей эпохи и совсем другого географического региона? И вот она, игра со смыслами: телефон и ангел как тоже своего рода космополиты. Но все же – зачем телефон в горах? Уж не намек ли на бессилие божественного посланника, думающего обратиться к плодам прогресса человеческой мысли? В «Чувстве Родины» в какой-то деревеньке вместо местных жителей стоят в траве всемирно известные скульптурные шедевры, кажущиеся здесь нелепыми в их вычурной грациозности.

Растиражированные, отштампованные образы, которые любой волен поместить в любую среду – чтобы получилась своя родина, реальная и воображаемая. «Лестница с амурами» – не роскошная принадлежность особняка, а размноженные и посаженные в подъезде хрущевки амуры Фальконе. От Новодевичьего монастыря остается отражение на воде, и потому он теперь в частном сознании художницы – Атлантида. А умноженные сами на себя античные атлеты стали войском, над которым раздается траурный клич ворона и которое постепенно сходит на нет в грязи (что за грязь – нарастающий «культурный» слой?).

Излюбленная Данберг игра контекстов, культур и смыслов есть и в фарфоровых статуэтках (хотя здесь она выражена не столь ярко). Художница берет традиционный или даже, как его тут называют, «гламурный» материал и незамысловатые сюжеты вроде «Рождения Венеры» и «Геракла» и ставит их в контекст современного восприятия. Вот в духе поп-арта ширпотребная золотая раковина с розовым золотоволосым пупсом Венерой, а вот пупс Геракл выпутывается из змейки (напоминающей резиновые игрушки, некогда во множестве производимые для детской потехи).

В работах, которые видит зритель, нет особого мастерства. Зато они провокационны. Они пытаются вызвать на разговор, заставить переосмыслить привычные представления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1161
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1338
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1449
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3628

Другие новости