Бастующих сценаристов поддерживают далеко не все. В день присуждения «Золотых глобусов» на Беверли Хиллз пикетчики требовали от сценаристов прекратить забастовку.
Фото Reuters
В США прошла пресс-конференция, на которой оглашены лауреаты премии «Золотой глобус». Церемонии вручения впервые за всю 65-летнюю историю существования премии не было, ей помешала массовая забастовка американских сценаристов, которых в последний момент поддержала Гильдия актеров. Известный российский сценарист Александр Миндадзе рассказал «НГ», почему, по его мнению, забастовка российских сценаристов невозможна.
Иностранные критики, аккредитованные при Голливуде и «ответственные» за премию «Золотой глобус», в этом году словно решили изящно подчеркнуть нелепость сложившейся ситуации. Их выбор оказался по некоторым пунктам изумительно нелепым.
Главная несообразность выбора критиков состояла в присуждении главного «Глобуса» картине Джо Райта «Искупление». Красивая и прямолинейная история о девочке, сломавшей жизнь сестре и ее жениху, удивительным образом обогнала и «Гангстера» Ридли Скотта, и «Нефть» Пола Томаса Андерсена, и «Старикам здесь не место» братьев Коэнов. Стоящие на раздаче «Глобусов» в этом году пошли по пути, по которому любят ходить российские премии: главное – никого не забыть, а с логикой потом разберемся. Поэтому избрание в фавориты «Искупления» вызвало недоумение не только и не столько ввиду очевидного проигрывания конкурентам, но в первую очередь отсутствием слагаемых успеха. Кроме главной, фильм победил только в одной номинации – «Лучшая музыка». Не были отмечены ни режиссер, ни актеры, ни сценарий. Из чего сложился лучший фильм, остается только гадать. «Глобус» за сценарий ушел к Коэнам, а Хавьер Бардем, сыгравший здесь маньяка-убийцу, был признан лучшим актером второго плана. На первый же план как актера критики выдвинули Дэниэла Дэй-Льюиса за главную роль в «Нефти». Лучшей актрисой стала великолепная Джулия Кристи за роль страдающей болезнью Альцгеймера дамы в картине «Вдали от нее». Кейт Блэншетт, мастерски перевоплотившаяся в Боба Дилана, стала лучшей актрисой второго плана. Почему второго – неясно.
Джонни Депп, очаровавший всех своим новым талантом – вокальным, – стал лучшим актером мюзикла «Суинни Тодд», который, в свою очередь, критики признали не только лучшим мюзиклом, но, по мнению газеты New York Times, «лучшим мюзиклом всех времен».
Напомним, что впервые на 65-м году жизни премии раздача «Глобусов» проходила в полускорбной обстановке, в отсутствие звезд, красной дорожки и телекамер. Актерская гильдия поддержала сценаристов в забастовке и решила бойкотировать церемонию. Телеканалы разумно сочли, что церемонию без звезд транслировать только в убыток, и церемония ужалась до формата пресс-конференции.
Голливудские сценаристы третий месяц не могут найти общего языка с продюсерами, от которых они требуют увеличения отчислений от продаж DVD и трансляций фильмов в интернете. Продюсеры упираются, и пока только Weinstein Company пошла на сепаратный мир с забастовщиками, заслужив косые взгляды коллег.
* * *
В отличие от американских сценаристов, недовольных низкими процентами отчислений от продаж дисков, российские сценаристы с этой проблемой не знакомы – они просто не получают никаких отчислений. Обозреватель «НГ» обратился к известному сценаристу Александру Миндадзе с просьбой пояснить, почему не бастуют он и его коллеги.
– Александр Анатольевич, в России возможна забастовка сценаристов?
– Конечно, нет. Каким образом? У нас нет устоявшейся киноиндустрии, нет широкого продюсирования картин. Работодателей у нас гораздо меньше, и зависимость от них соответственно больше. Также у нас нет сценарного цеха, который еще даже и не формируется, а работает случаем и в основном по заказу. При этом у продюсеров нет особого интереса к уровню продукта на выходе, главное для них – любой ценой запустить проект. А при запуске проекта качество сценария играет далеко не первую роль.
– Значит, даже если представить себе, что наши сценаристы вдруг забастовали, это не остановит процесс, сериалы не закроются, картины не встанут?
– Как говорят, рыба клюнет и на голый крючок. На пустующее место придет другой, который будет писать гораздо хуже, но все равно будет востребован, все равно закроет брешь. Сейчас и сами режиссеры пишут сценарии, и продюсеры. Бессмысленно бастовать. К тому же не отлажена юридическая база, сценаристы вынуждены заключать с продюсерами кабальные договоры, и даже не существует минимальной суммы, ниже которой продюсер может опуститься. В этом смысле у нас все на нуле. Пока не родится нормальная киноиндустрия, так на нуле и будем. Должен появиться критерий качества работы сценариста. Его нет. Посмотрите – в сериалах разговаривают так, как никто и никогда в жизни не говорит.
– Но ведь пренебрежение качеством, казалось бы, противоречит здравому смыслу...
– Кто как понимает этот самый здравый смысл. Дело в том, что наше кино даже в эпоху соцреализма стремилось если не к правде, то к жизнеподобию. Начальство морщилось, но закрывало на это глаза. Сейчас стремиться к жизнеподобию не нужно – народившейся буржуазии не хочется воспринимать жизнь в чистом виде. Зато есть стремление получать вымышленный продукт, наблюдать не ту жизнь, которая есть, а ту, какой она должна быть. По сути, тот же соцреализм, только цензура денег. Люди, которые создают кино, и люди, для которых создают кино, брезгуют жизнью.
– Все закольцовывается, получается, что хорошие сценарии не нужны, значит, не нужны хорошие сценаристы. Следовательно, отстаивать свои права нет смысла, потому что ты и так никому не нужен.
– У нас даже нет организации, способной хотя бы попробовать побороться за права. Нет профсоюза...
– У осветителей есть.
– И больше ни у кого в киноиндустрии. Вот если, скажем, забастуют операторы – это уже серьезно. У них в руках техника, без оператора не обойтись на съемочной площадке, да и критерий качества налицо. Поэтому из представителей всех других киношных профессий они живут лучше всех. У них есть предел несовершенства, а у сценаристов – нет.