Немецкие ученые полагают, что им удалось разгадать многовековую тайну и идентифицировать даму на известном портрете "Мона Лиза" кисти Леонардо да Винчи (1452-1519). Долгое время наиболее вероятной моделью живописца XVI столетия считалась Лайза Гэрардини (Lisa Gherardini), жена богатого флорентийского торговца Франческо дель Джокондо (Francesco del Giocondo).
Историков искусства занимал и вопрос, была ли эта загадочно улыбающаяся женщина возлюбленной да Винчи, его матерью, или же это собственно сам художник, вернее, скрытый автопортрет. Теперь эксперты из Гейдельбергской Университетской библиотеки говорят, что примечания, сделанные на полях старинной книги ее владельцем и датированные октябрем 1503 г. (год завершения портрета), подтвердили окончательно и бесповоротно, что Лайза дель Джокондо (в русской транскрипции - Лиза Джоконда) действительно была моделью для одного из самых известных портретов в мировой живописи.
"Все сомнения относительно идентичности Моны Лизы были устранены открытием д-ра Армина Шлехтера, эксперта по рукописям", подтвердили в библиотеке в понедельник, 14 января. До сих пор из документов 16 века были доступны лишь "скудные сведения". "Это оставляло огромное пространство для интерпретаций и домыслов, в связи с чем было выдвинуто много различных гипотез", сообщили в библиотеке.
Примечания на полях книги были оставлены флорентийским городским чиновником Агустино Веспуччи, знакомым художника, в собрании писем римского оратора Цицерона. В них он сравнивает Леонардо с древнегреческим художником Апеллесом, и говорит, что маэстро одновременно работал над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы дель Джоконда.
Эксперты по живописи, которые уже датировали картину с помощью указанной находки, говорят, что Гейдельбергское открытие - крупное достижение и самое раннее упоминание, связывающее жену флорентийского торговца с портретом.
"Нет никаких причин сомневаться, что это может быть какая-то другая женщина", высказал свое мнение немецкому радио историк искусства из Лейпцигского Университета Франк Золлнер (Frank Zoellner). "Можно даже сказать, что знай мы это раньше, книги, написанные по этому поводу в последние несколько лет, были бы просто не нужны».
Впервые какая-либо связь между живописным полотном и Лизой Джоконда была обозначена примерно в 1550 г. итальянским художником, историком искусства Джорджио Вазари (1511-1574), сказали в библиотеке Гейдельберга, добавив, что поскольку существовали сомнения относительно надежности источника, комментарии были сделаны спустя пять десятилетий после того, как портрет был написан. Сами же «гейдельбергские примечания» были фактически обнаружены более двух лет назад в библиотеке Шлехтера.
Хотя указанные новые сведения были внесены в публичный каталог библиотеки, они не получили широкой огласки и достаточного внимания, пока немецкий журналист не решил произвести какую-то регистрацию в библиотеке.
Живописный портрет "Моны Лизы", которым можно полюбоваться в Лувре в Париже, также известен под именем "La Gioconda" (Джоконда) и в переводе означает "счастливая, радостная женщина". Так же называют и замужнюю итальянку.