В последний день 2007 года стало известно, что картины из четырех крупнейших российских музеев все-таки отправятся на выставку в Великобританию. 10 января наконец были подписаны официальные документы, разрешающие их вывоз.
Выставка «Из России: французские и русские шедевры из Москвы и Санкт-Петербурга, 1870–1925» экспонировалась до 6 января в Дюссельдорфе, после чего должна была отправиться в Лондон. В декабре 2007-го российская сторона неожиданно отказалась дать разрешение на организацию выставки в британской столице. Официальной причиной был назван риск ареста полотен по иску наследников тех, кому они принадлежали до революции, а также компаний, имеющих российских должников.
Британия – одна из немногих европейских стран, в которых отсутствовало специальное законодательство, гарантировавшее иммунитет памятников культуры. После того как в 2005 году картины из собрания ГМИИ имени Пушкина были арестованы в Швейцарии, Россия заявила, что не будет предоставлять таким странам свои коллекции.
Британская сторона приложила к осуществлению проекта выставки немало усилий. Полотна были застрахована почти на 900 млн. фунтов, а министр культуры Великобритании дал официальные гарантии сохранности произведений и их возвращения в Россию. Этого российским юристам и чиновникам показалось недостаточно.
Российская сторона потребовала принять специальный законопроект, гарантирующий полотнам иммунитет.
Такой закон действительно находился на рассмотрении парламента Великобритании. Благодаря содействию британского министра культуры Джеймса Парнелла закон был принят и вступил в силу досрочно – 31 декабря (планировалось, что он начнет действовать с февраля 2008 года). Часть 6-я Акта о трибуналах, судах и приведении в исполнение гарантирует распространение судебного иммунитета на культурные ценности, временно ввезенные на территорию Соединенного Королевства, в том числе являющиеся собственностью Российской Федерации. 7 января Россвязьохранкультура получила от британской стороны все необходимые документы, подтверждающие гарантии, и не без колебаний дала согласие на вывоз картин.
Любопытно, что за все три месяца, пока развивалась ситуация, от самих «злодеев»-наследников не поступало ни информации, ни писем, ни претензий. Конфликт был раздут российской стороной фактически на пустом месте и опирался только на неосторожные высказывания СМИ.
В такой ситуации сама собой напрашивается мысль, что недостаток гарантий сохранности – лишь повод, а причины конфликта намного глубже и кроютя в политико-дипломатических разногласиях между Россией и Великобританией. Несмотря на то что и российские, и британские чиновники заявляют, что конфликт не имеет под собой никакой политической подоплеки, британская пресса, например, однозначна в своих высказываниях. Как пишет The Times, скандал с выставкой – возможность для Путина «поиграть мускулами», показать возможность влияния на британскую сторону, пусть и в таком вопросе, как культурный обмен между двумя странами. Решение о запрете выставки, которая была запланирована два года назад, принято именно в тот момент, когда ее отмена должна была принести наибольшие осложнения и серьезные финансовые потери. А принятия закона потребовали фактически в ультимативном порядке, «по прихоти Кремля», по словам The Guardian. Инцидент с выставкой стоит в одной цепочке с закрытием региональных представительств Британского совета в России.
Все же, по крайней мере для культурной общественности британской столицы, конфликт разрешился благополучно. Выставку рассчитывают открыть, как планировалось, 26 января. В столице Великобритании покажут 120 изрядно разрекламированных полотен Ван Гога, Гогена, Пикассо, Кандинского, Малевича и главный шедевр, ставший символом выставки, – «Танец» Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа. Завершиться экспозиция должна 18 апреля. Но в связи с ажиотажем вокруг события и тем, что документы на вывоз российских картин в Великобританию действуют до 12 мая, не исключено, что сроки проведения выставки будут изменены. Так, в Дюссельдорфе, где экспозиция вызвала большой интерес, было значительно продлено время ее работы. Королевская Академия искусств усиленно готовится принять и организовать выставку в кратчайшие сроки. Как говорят британцы, несмотря на сложность ситуации, в том, что проект состоится, никто не сомневался.