0
674
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2008 00:00:00

Гарантированные шедевры

Тэги: живопись, выставка, ван гог, матисс


В последний день 2007 года стало известно, что картины из четырех крупнейших российских музеев все-таки отправятся на выставку в Великобританию. 10 января наконец были подписаны официальные документы, разрешающие их вывоз.

Выставка «Из России: французские и русские шедевры из Москвы и Санкт-Петербурга, 1870–1925» экспонировалась до 6 января в Дюссельдорфе, после чего должна была отправиться в Лондон. В декабре 2007-го российская сторона неожиданно отказалась дать разрешение на организацию выставки в британской столице. Официальной причиной был назван риск ареста полотен по иску наследников тех, кому они принадлежали до революции, а также компаний, имеющих российских должников.

Британия – одна из немногих европейских стран, в которых отсутствовало специальное законодательство, гарантировавшее иммунитет памятников культуры. После того как в 2005 году картины из собрания ГМИИ имени Пушкина были арестованы в Швейцарии, Россия заявила, что не будет предоставлять таким странам свои коллекции.

Британская сторона приложила к осуществлению проекта выставки немало усилий. Полотна были застрахована почти на 900 млн. фунтов, а министр культуры Великобритании дал официальные гарантии сохранности произведений и их возвращения в Россию. Этого российским юристам и чиновникам показалось недостаточно.

Российская сторона потребовала принять специальный законопроект, гарантирующий полотнам иммунитет.

Такой закон действительно находился на рассмотрении парламента Великобритании. Благодаря содействию британского министра культуры Джеймса Парнелла закон был принят и вступил в силу досрочно – 31 декабря (планировалось, что он начнет действовать с февраля 2008 года). Часть 6-я Акта о трибуналах, судах и приведении в исполнение гарантирует распространение судебного иммунитета на культурные ценности, временно ввезенные на территорию Соединенного Королевства, в том числе являющиеся собственностью Российской Федерации. 7 января Россвязьохранкультура получила от британской стороны все необходимые документы, подтверждающие гарантии, и не без колебаний дала согласие на вывоз картин.

Любопытно, что за все три месяца, пока развивалась ситуация, от самих «злодеев»-наследников не поступало ни информации, ни писем, ни претензий. Конфликт был раздут российской стороной фактически на пустом месте и опирался только на неосторожные высказывания СМИ.

В такой ситуации сама собой напрашивается мысль, что недостаток гарантий сохранности – лишь повод, а причины конфликта намного глубже и кроютя в политико-дипломатических разногласиях между Россией и Великобританией. Несмотря на то что и российские, и британские чиновники заявляют, что конфликт не имеет под собой никакой политической подоплеки, британская пресса, например, однозначна в своих высказываниях. Как пишет The Times, скандал с выставкой – возможность для Путина «поиграть мускулами», показать возможность влияния на британскую сторону, пусть и в таком вопросе, как культурный обмен между двумя странами. Решение о запрете выставки, которая была запланирована два года назад, принято именно в тот момент, когда ее отмена должна была принести наибольшие осложнения и серьезные финансовые потери. А принятия закона потребовали фактически в ультимативном порядке, «по прихоти Кремля», по словам The Guardian. Инцидент с выставкой стоит в одной цепочке с закрытием региональных представительств Британского совета в России.

Все же, по крайней мере для культурной общественности британской столицы, конфликт разрешился благополучно. Выставку рассчитывают открыть, как планировалось, 26 января. В столице Великобритании покажут 120 изрядно разрекламированных полотен Ван Гога, Гогена, Пикассо, Кандинского, Малевича и главный шедевр, ставший символом выставки, – «Танец» Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа. Завершиться экспозиция должна 18 апреля. Но в связи с ажиотажем вокруг события и тем, что документы на вывоз российских картин в Великобританию действуют до 12 мая, не исключено, что сроки проведения выставки будут изменены. Так, в Дюссельдорфе, где экспозиция вызвала большой интерес, было значительно продлено время ее работы. Королевская Академия искусств усиленно готовится принять и организовать выставку в кратчайшие сроки. Как говорят британцы, несмотря на сложность ситуации, в том, что проект состоится, никто не сомневался.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
832
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2610
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1770
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1385

Другие новости