Завтра открывается VIII международный фестиваль «Площадь искусств». Открытие - в филармонии с Юрием Темиркановым и первыми именами от классики и не только, а в полдень в последний день уходящего года – премьера «Волшебной флейты» в Концертном зале Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А еще до марта вокруг Александрийского столпа на Дворцовой площади работает большой каток. Так что праздничный досуг в Петербурге в этом году организован, как в лучшие советские годы, – с заботой о каждом.
На восьмом году жизни международный фестиваль «Площадь искусств» окончательно сформировался как понятный и предсказуемый, будто еще один застывший памятник на той самой Площади искусств – рядом с А.С.Пушкиным. Единственная интрига – «125-летие со дня основания первого русского профессионального симфонического оркестра» – едва ли способна возбудить массовое сознание. Новый партнер фестиваля – новый директор Михайловского театра Владимир Кехман – вписаться в сверстанную программу с репертуаром своего театра не успел, но в следующем году обещал показать нечто необыкновенное. Пока что его театр представлен на фестивале лишь как площадка для гала-концерта прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой и спектакля «Чайка» Театра балета Бориса Эйфмана.
В программе Восьмого фестиваля «Площади искусств» заметна эйфория – сказался перерыв на одну зиму из-за капитальной реставрации Большого зала филармонии. В ней ампирные амбиции конкурируют с тягой к неакадемическому – вплоть до потери идентичности из-за желания «сыграть на публику». На открытии вместе с Юрием Темиркановым выступит Денис Мацуев, который согласился заменить Евгения Кисина, еще не восстановившегося после операции, которая, как уверяют, не угрожает жизни и карьере пианиста. Единственная замена на фестивале не случайная: музыкантский союз дирижера Темирканова и пианиста Мацуева цепляет покупателя. Они сыграют Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Громкие имена на фестивале – тенор-тяжеловес Владимир Галузин с Верди, Пуччини с Чайковским и 24-летняя немка Джулия Фишер, которая в один из вечеров эксклюзивно предстанет не только как скрипачка, но и как пианистка – с концертами Глазунова и Грига. В отличие от современной музыки джаз в петербургской филармонии получил постоянную прописку, став ангажированным наравне с классической музыкой (в этот раз выступит Биг-бэнд Игоря Бутмана). Новый жанр для академического белоколонного зала – обличающие куклы. Впервые на фестивале выступит Театр кукол им. С.Образцова с легендарным «Необыкновенным концертом». Если его пародии и утратили былую остроту, то их достаточно, чтобы понять, что чувство самоиронии в этой филармонии водится и хотя бы иногда здесь способны посмеяться над ложным пафосом. Три последних концерта – три события. Впервые с гастролями здесь оркестр и хор Большого театра под управлением Александра Ведерникова – благодаря деловым отношениям, завязавшимся в этом году у Юрия Темирканова с Большим театром. В русской программе гастролей – Фантазия для оркестра «Франческа да Римини», Рапсодия на тему Паганини (солист – Николай Луганский) Рахманинова и кантата «Александр Невский» Прокофьева с меццо-сопрано Еленой Манистиной. Следующий концерт – из лауреатов последнего, XIII Конкурса Чайковского. На закрытии, аккурат в православное Рождество, – песни мирской радости, суеты и бренности, знаменитая Кармина бурана Карла Орфа с международным составом солистов, включая Ольгу Трифонову из Мариинского театра, румынского баритона Мариана Попа и немецкого контратенора Матиаса Рексрота, под управлением Юрия Темирканова. В тот же вечер маэстро по традиции представит новое имя – молодую китайскую пианистку Ючже Ван. Когда-то мало кому известный китайский пианист Ланг Ланг, занимающий сегодня первые строки мировых шорт-листов, тоже впервые блеснул на одном из фестивалей «Площадь искусств». В «китайском выборе», равно как в традиционном новогоднем бале в Юсуповском дворце Юрий Темирканов остается верен себе.
Куда более радикально поступает Валерий Гергиев: премьеру «Волшебной флейты» Моцарта он предлагает на русском языке в своем новом Концертном зале. Премьере предшествует неплохая рекламная кампания и слухи о том, что зрителю готовится много неожиданностей и интерактива. Для этого француз Ален Маратра, режиссер-постановщик, ученик Питера Брука, уже зарекомендовал себя как выдумщик и изобретатель в двух предыдущих работах в Мариинском – «Путешествии в Реймс» Россини и «Любви к трем апельсинам» Прокофьева.
Впервые в истории Мариинского театра здесь дадут сразу десять (!) премьер – случай беспрецедентный даже в балетной практике «Щелкунчиков». Остается только пожелать артистам богатырского здоровья. Хотя сам маэстро продирижирует только премьерным спектаклем.
Санкт-Петербург