В Академическом театре сатиры сыграли в минувшие выходные премьеру под названием «Свободу за любовь?!». На афише не найти имени автора, указание на источник – туманное: по мотивам античных комедий.
С первых минут становится ясно, что работа над текстом была долгой, наверное, коллективной и – это слышно – мучительной. В премьерном зале – немало знакомых лиц: Марк Захаров, Светлана Безродная, Лев Дуров, Любовь Слиска, Аркадий Инин, Михаил Мишин, Аркадий Арканов, немало других знаменитостей, среди которых многие могли бы добавить в то и дело затухающий на сцене комедийный костер пару-другую легковоспламеняющихся (и легко воспламеняющих) шуток. Присутствие на спектакле вдовы великого шутника и философа Григория Горина рождает и так-то редко уходящую мысль: ах, как недостает его...
Художественный руководитель театра Александр Анатольевич Ширвиндт – не из тех, кто привык прятаться за чужие спины: в программке он отвечает и за постановку, и за сценическую версию. Шутить, брат, трудно, можно сказать, чуть переиначивая знаменитое приветствие «Серапионовых братьев». Особенно сегодня, когда – диву даешься – зал осторожно пропускает мимо шутки на политические, пред- или послевыборные сюжеты. Античный интерьер, мир мифологических героев – любимый в среде советских драматургов, причем не только комедиографов. «Через» Геракла и прочих зевсов так легко было шутить на злободневные темы, потому к таким пьесам, хоть Михаила Рощина, хоть Леонида Зорина, было особенно внимательное отношение, их читали, если можно так сказать, с лупой в руках: где там фига в кармане? Ах, вот она! И – как вошь, ее, к ногтю... Таких скрытых смыслов и фиг в кармане в «Свободе за любовь?!» – немало. Часть их «проходит», часть, как было замечено выше, публика пропускает мимо. Не хочет замечать. Это уже беда не шуток, но нынешней публики.
Но главное: мало шуток. Для такой комедии, где – античный мир не знает границ (вернее, там границы – другие), шуток недостает, реприз маловато. Не грубоватая игра – это возможно и допустимо.
Какой театр – если говорить о театре комедийном, сатирическом (а именно такой театр пытается вернуть худрук сатиры) – сегодня востребован? Ширвиндт может, умеет заставить публику смеяться, но не знает (кажется, что не знает), какой тип театра предложить своей публике.
Переполненный зал, судя по премьере, не был разочарован – публика пришла, чтобы получить удовольствие, и вежливо пережидала паузы между шуточками. Но чем эту публику занять?! И чем занять актеров? Судя по последним спектаклям Театра сатиры, здесь уже сформировался круг молодых, готовых тянуть не только одеяло на себя, но и – шире! – репертуар: Алексей Колган (в премьере играет старшего раба Гистерия), Александр Чернявский (раб Псевдол). Чем-то надо их обеспечить. Содержанием. С ним определенности пока нет.
Напоследок коротко сюжет: раб Псевдол готов поучаствовать в любовной истории сына богатых родителей, чтобы получить за это свободу. Услуга, как говорится, за услугу. Сюжет для небольшого рассказа, но с шутками, с песнями – на два с половиной часа.