На минувшей неделе в Москве выступала балетная труппа Момикс. «Моисеева мешанина» – именно так (Moses mix) расшифровывается странное название «Момикс». Moses – это создатель и глава труппы Мозес Пендлтон.
Не все же нам, в самом деле, над проклятыми вопросами биться. Надо ж когда-то и просто улыбнуться. Невидаль, диковинка – вот что всегда привлекает человека. И в этом смысле вполне понятен интерес к Мomix: это чудесный сплав, гремучая смесь, где танец, цирк, спорт и высокие технологии – в одном флаконе. Коктейль Пендлтона по вкусу всем – от классиков (для Парижской оперы он ставил «Интеграле Эрик Сати», для «Балета Нанси» – «Петрушку») до спортивных болельщиков (в 1980-м Пендлтон работал над хореографией церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде), от театральных экспериментаторов (хореограф создал пластический образ Юродивого в «Хованщине» Юрия Любимова в театре «Ла Скала», а также работал с Линой Вертмюллер над оперой «Кармен» в Мюнхене) до меломанов (записанный на диск фильм с постановкой «Момикс» на музыку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского получил премию «Эмми» в категории «Лучший специальный проект в области исполнительских искусств»). Труппа часто появляется в кино и на телевидении, колесит по всему миру. В России «Момикс» впервые гастролировал в 1995 году, представив московской публике нашумевший спектакль «Страсть». В 2005-м гости из Вашингтона приезжали к нам с балетом «Опус Кактус». А на этот раз привезли составленное из лучших номеров шоу Best of MOMIX.
Когда-то, затаив дыхание от восторга и ожидания, заглядывали зеваки в глазок паноптикума. Жизнь буднична, а люди хотят радоваться. Жизнь прозаична, а люди жаждут чудес. Пендлтон доставляет радость и творит чудеса. Его артисты зазывают в свой паноптикум. Best of MOMIX – дивертисмент-феерия, иллюзион, монтаж аттракционов. Неизвестные науке многорукие головоногие. Мерцающий танец гигантских икринок. Мифический дракон, искусно сплетенный из четырех слившихся тел и сам, кажется, тому не на шутку удивившийся. Пляшущий под румынские напевы перевертыш-Дракула – фокус сродни знаменитым «Нанайским мальчикам» Игоря Моисеева. Не ведающие законов гравитации «жидкокристаллические» лыжники. Трое виртуозов с шестами – привет китайскому цирку. Невиданной конструкции причудливые качели точно возвращают тебя в детский сон, где ты гибок, волен и всемогущ. В летающих на усах-антеннах гигантского спутника парах есть что-то от цирковых акробатов и что-то шагаловское, от его счастьем «поднятых на крыло» влюбленных. А высокотехнологичный театр теней в финале сделает наивным ребенком самого закоснелого сноба.
Пендлтон не поучает, не задает мучительных вопросов, не вскрывает общественные язвы. Он объединяет людей общим немудреным весельем. Моисеева заповедь проста: посмотрите, как чудесен мир, как вы красивы и как хорошо просто жить. Жить и радоваться!