В Москве, в МХТ, прошел вечер в честь 75-летнего юбилея Освальда Заградника, автора знаменитой пьсы «Соло для часов с боем». Вечер стал неожиданно заметным театральным событием в жизни столицы.
То, что в Художественном помнят о подарке, сделанном словацким автором театру, – пьесе «Соло для часов с боем», поставленной Анатолием Васильевым и Олегом Ефремовым в 1973 году и имевшей оглушительный успех, говорит об одном – дар благодарной памяти жив в театре. А ведь театру свойственно забывать успехи прошлого: все великие старики ушли. Живет себе легенда и пусть живет. Чего ворошить былые тени? Ан нет, стоит. Когда на экране возникли кадры из телеспектакля с Ольгой Андровской, Михаилом Яншиным, Марком Прудкиным, Алексеем Грибовым, то сжалось сердце. Какое мастерство, какая вдохновенная простота игры. Вот оно, то мхатовское легкое дыхание! И даже экран, который крадет артистическое театральное обаяние, кажется, сдается перед гениями и передает то подлинное, что всегда в цене, что так стремительно мы теряем сегодня.
Сердце сжималось на вечере не раз. Всех присутствовавших на Новой сцене в тот вечер охватило особое волнение. Слезы наворачивались на глаза. Сердце, которое так часто молчит на спектаклях, на этом вечере почему-то беспокойно колотилось. Первым оно задрожало у самого юбиляра, когда дети с гвоздиками в руках стайкой окружили Освальда Заградника. Словацкий драматург сдался сразу, его охватил трепет, который передался залу. Но всех подстерегала неожиданность. Эти дети разных возрастов вдруг рассеялись среди публики, и каждый выбрал жертву среди нас. Взяв мою руку, юная девушка не смутилась от моего удивленного взгляда. Дети начали стройно петь своими ангельскими голосами, не сбиваясь в ведении порой весьма сложного многоголосия. Признаться, равнодушным в этот момент мог оставаться только железобетонный человек. Луч света выхватил настенные часы с боем, собранные из разных эпох. Кадры из телефильма возвратили нашу память к великим театральным образцам. И словно из того времени, из того далека, на сцену вышла Ирина Мирошниченко, которая вела этот вечер, прежде всего потому, что она играла в том легендарном спектакле. Для актрисы в тот день всё и все существовали во имя Освальда Заградника.
Последовали выступления официальных и неофициальных лиц. И ни одной дежурной фразы, ни одного банального размышления. Михаил Швыдкой начал с остроумной шутки: «Слез твоих, Освальд, будет все равно меньше, чем тех, что пролили их здесь на твоем спектакле, – и продолжил уже всерьез: – в истории осталось не только Словацкое восстание, но и «Соло для часов с боем». Этот спектакль примирил тех, кого оккупировали, с теми, кто оккупировал. Страшно писать пьесу для пожилых артистов, заметил руководитель Федерального агентства по кинематографии и культуре, потому что вынужден все время с ними прощаться. Но в этой пьесе есть свое редкое достоинство. Анатолий Смелянский, вспоминая о легендарном спектакле, заметил, что «Соло» – часть советского прошлого, но не все в советском прошлом было ненастоящим, и чем больше мы удаляемся от тех времен, тем ощутимее потребность не рисовать мир в двух красках. Для всех, кто видел тот спектакль, – это часть души». Худрук Театра им. Н.В.Гоголя Сергей Яшин рассказал о том, как состоялось знакомство с Заградником, когда режиссер приехал в Братиславу. Со дня легендарной мхатовской премьеры прошло двадцать лет. Яшин попросил отвести его на могилу драматурга, решив, что если пьеса о стариках, то драматург был тоже стариком. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что Заградник жив и здоров. С тех пор началась дружба. Свою историю с Заградником рассказал и Римас Туминас, спектакль которого «Мелодия для павлина» в Театре им. К.С.Станиславского имел свою непростую и вместе с тем счастливую судьбу. Шел с успехом четыре года и шел бы еще, не приди новое руководство в театр.
Олег Табаков в присутствии высоких гостей из Словакии сказал: «Пьесы Освальда кормили многих европейских актеров, не только словацких, не только русских». Олег Павлович напомнил собравшимся, что он установил памятник трем отечественным драматургам: Розову, Володину и Вампилову. Розов и Володин были живы на тот момент. Табаков подмигнул Заграднику и первым лицам, представляющим Словакию: мол, понятно, куда клоню, пора ставить Заграднику памятник на родине.
Заключая вечер, Освальд Заградник извинился перед собравшимися за свою сентиментальность, на которую, впрочем, как он сказал, имеет право. Он поблагодарил МХТ и признался, что именно здесь его драматургии были открыты ворота в европейский театр.