Еще не забыт скандал с выставкой «Соц-арт» в Париже, а в России уже обсуждают очередной инцидент, связанный с новым российским проектом. На этот раз в Лондоне. Выставка «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870–1925 годов», которая находится в настоящее время в Дюссельдорфе и должна быть отправлена в британскую столицу, возможно, вернется обратно на родину.
Напомним, что об этом проекте стало впервые известно в минувшем октябре. Как писала тогда газета The Independent, куратору проекта Норманну Розенталю потребовалось три года, чтобы убедить директоров российских музеев предоставить свои шедевры для выставки.
Выставка могла состояться только при одном условии: Великобритания гарантирует возвращение произведений в Россию. Однако британское законодательство таких гарантий не предусматривает. В октябре во многих британских и российских СМИ появились сообщения о том, что полотнам может угрожать арест по искам наследников дореволюционных владельцев этих работ, в том числе Сергея Щукина. Также, по информации Интерфакса, инициировать арест произведений могут британские компании, имеющие российских должников.
Как вчера сообщила Интерфаксу директор ГМИИ Ирина Антонова, принято решение о возврате всей экспозиции в Россию, поскольку переговоры о гарантиях не увенчались успехом. В свою очередь, пресс-секретарь руководителя Россвязьохранкультуры Евгений Стрельчик рассказал «НГ», что Россвязьохранкультура, отвечающая за вывоз культурных ценностей, не получила документы, необходимые для пролонгации пребывания выставки в Европе и перемещения ее в Великобританию. Не получены и гарантии от судебного преследования.
Как прокомментировала «НГ» пресс-секретарь руководителя Роскультуры Наталья Уварова, никакого скандала здесь нет, есть некоторые юридические разногласия. Переговоры должны завершиться сегодня утром, и их исход зависит от решения правительства Великобритании. А пока музеям направлено предписание о приостановлении организации выставки. Сами музеи от комментариев воздерживаются, ссылаясь на то, что они так же, как и все, ждут решения вопроса на государственном уровне.
Как сообщают РИА Новости, причиной скандала с выставкой может быть недавнее решение Министерства иностранных дел РФ закрыть отделения Британского совета в российских регионах. Оно, в свою очередь, связано с рядом политико-дипломатических мер в отношении Москвы, принятых Великобританией в июле этого года в ответ на отказ Кремля выдать предпринимателя Андрея Лугового, которого британцы обвиняют в причастности к убийству Литвиненко.
В посольстве Великобритании в Москве «НГ» сообщили, что выставку организует не британское правительство, а Королевская академия искусств, которая и принимает все решения, касающиеся выставки. И глава Британского министерства культуры, масс-медия и спорта, и его заместитель – оба направляли письма руководителю ФАКК Михаилу Швыдкому, в которых заверяли, что произведения искусства, принадлежащие российскому государству, будут защищены британским государственным актом о неприкосновенности 1978 года в соответствии с обычной практикой. «Мы не видим оснований для того, чтобы предоставлять какие-либо дополнительные заверения российскому государству, они уже предоставлены», – прокомментировали в пресс-службе посольства.
Между тем в Лондоне пока все спокойно. Представитель пресс-службы Академии искусств, где должна проходить выставка, Джоанн Беннет сообщила «НГ», что все приготовления к выставке идут по графику, и выразила уверенность в том, что экспозиция откроется 26 января, как и планировалось. Справочная служба академии сообщает взволнованным посетителям ту же информацию.
Как рассказал «НГ» коллекционер Сергей Ревякин, постоянно проживающий в Лондоне, англичане подготовились основательно. Выставка обещает стать событием года в культурной жизни британской столицы. По всему городу расклеены афиши с изображением «Танца» Анри Матисса – эрмитажного шедевра, ни разу не выставлявшегося в Великобритании.
Экспозицию должна сопровождать серия лекций, в том числе одна из самых интересных – о судьбе коллекций Щукина и Морозова, билеты на которую по 14 фунтов были раскуплены заранее. Билеты на саму выставку тоже давно продаются. Кроме того, в ноябре вышел очередной номер журнала Королевской академии, наполовину посвященный русскому искусству, с интервью Ирины Антоновой и большой статьей о росте цен на русское искусство (что необычно для солидного академического издания). На обложку этого номера вынесен портрет Ахматовой кисти Натана Альтмана, который также должен быть на выставке.
В Лондоне надеются, что дипломатические разногласия между Россией и Великобританией не смогут помешать запланированной выставке.