Ударное событие фестиваля состоялось еще в сентябре, когда Валерий Гергиев, Мариинский оркестр, хор и солисты представили московскую премьеру оперы Щедрина «Очарованный странник» – сочинения, которое он написал для Лорина Маазеля и празднования своего 70-летия в Нью-Йорке. Показательно, что нынешний юбилей композитор отмечает хоть и не премьерой заказного сочинения (на это у нашей уже вставшей с колен культуры еще пока силенок маловато), но в Большом зале Московской консерватории. С одним из лучших отечественных оркестров на сцене (Российский национальный с Михаилом Плетневым за пультом), звучанием своей музыки, при аншлаге в зале, любимой женой рядом. И массой работы, которая нетерпеливо ждет, когда вся эта юбилейная чехарда закончится. Пожалуй, большего и лучшего невозможно пожелать. Счастливой творческой судьбе Щедрина в Советском Союзе (с натяжкой, конечно, но все-таки его в меньшей степени коснулась цензура, а его дерзкие музыкальные находки не вызывали раздражения у номенклатуры), на западе и в современной России, где каждому фестивальному концерту сопутствуют полные залы, овации и море цветов, можно позавидовать.
Декабрьская часть фестиваля началась с исполнения оперы «Боярыня Морозова», премьера которой прошла чуть больше года назад. Затем была творческая встреча-концерт с участием молодых музыкантов в Московской консерватории, alma mater Щедрина. Кстати, после окончания фестиваля и перед отъездом в Санкт-Петербург, где Юрий Темирканов готовит концерты в честь Щедрина, композитор успеет дать мастер-класс для консерваторских композиторов.
Музыка, звучащая в фестивале, представляет нам музыку Щедрина последних 10–15 лет, то есть западного периода его жизни. Михаил Плетнев для концерта, который прошел непосредственно в день рождения композитора, выбирает философски-углубленные «Диалоги с Шостаковичем» и лирическую Parabola concertante – концертную притчу для виолончели, струнных и литавр, где солировал Давид Герингас (сочинения 2001 года). А во втором отделении остановился на музыке к балету «Анна Каренина», написанной в начале 70-х (единственное исключение в программе фестиваля) и двух танго Альбениса, подчеркнув другую сторону дарования Щедрина – его необыкновенное мастерство в работе с оркестром и программой, его удивительной способностью живописать и рассказывать посредством музыки, что с такой же искусностью передал Российский национальный оркестр.
Финальный аккорд фестиваля был отдан концертному вечеру: в исполнении Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева прозвучал оркестровый концерт «Старинная музыка российских провинциальных цирков», Юрий Башмет солировал в Concerto dolce для альта, струнного оркестра и арфы, а Денис Мацуев исполнил свой коронный номер из репертуара Щедрина – Пятый фортепианный концерт. Жаль только, что Большому симфоническому, при всем профессионализме музыкантов и дирижера, не удалось заразить слушателя остротой и искрометностью щедринского юмора в «провинциальных цирках», а нежность и интимность альтового концерта больше была похожа на царство спящей красавицы.