История с выставкой соц-арта в Париже, конечно, запутанная. Но вот недавно я побывал в мастерской своих хороших знакомых, которые много лет входили в знаменитую студию Элия Белютина «Новая реальность», а сейчас работают самостоятельно. Кто не помнит, Белютин и его товарищи – те самые художники, которые вызвали гнев Хрущева и, в свою очередь, его товарищей на выставке, посвященной 30-летию МОСХа. Это было в 1962 году – нынешней осенью в том же Манеже прошла выставка, приуроченная теперь к 75-летию этой творческой организации. Там, к слову, как в Ноевом ковчеге, каждое направление получило свою делянку и как могло ее обустроило.
Но вот что говорят художники, продолжающие осваивать беспредметную «тему», не жалуясь, не рассчитывая на то, что начнется борьба в их защиту, а просто констатируя развитие событий: реализм наступает, наступает не то чтобы очередная, окончательная и безоговорочная победа реализма, но как бы вторая волна гонений на абстракционистов, то есть – абстракцистов и пидарасов, как назвал их когда-то первый секретарь ЦК КПСС.
Вроде бы практика выставочной жизни подсказывает иные, прошу прощения, тренды: на смену Биеннале современного искусства, целый месяц бушевавшей в начале года, сейчас грядет Первая Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» (она пройдет в Москве летом следующего года на площадках уже «оскоромившейся» – имея в виду соц-арт – Третьяковки, но также и на «Винзаводе», и много где еще, в местах, привычных к разнообразным экспериментам актуальных художников. Совершенно ясно, что молодые не будут держаться за реализм. И всяческие государственные структуры это все «безобразие» поддерживают.
Нет мира под оливами, но нет его и в нашем изобразительном сообществе. Абстракция у нас – по одну сторону баррикад, реализм – по другую. Баррикады не разбирают, представители реалистической школы – не только «на местах», но и в столице – настаивают не только на первородстве, но также и на антагонистических противоречиях с «формалистами». Был момент, когда казалось, все это в прошлом, вот-вот – и наступит взаимопонимание и мир, но... не вышло.
Галереи – те, которые продают, – от абстракцистов снова отказываются, работать с ними не хотят. За границей – берут (недавно вот в Лондоне снова напродавали на миллионы...), у нас – по-прежнему предпочитают искусство понятное. Но главное – чиновники, те, что сидят в творческих президиумах, – как будто бы почувствовали смену ветра, новую конъюнктуру. Не надо абстрактного, непонятного, искусство принадлежит народу. В этом смысле абстрактное искусство и вправду снова не нужно. И победа реализма (теперь, вероятно, капиталистического) в одной отдельно взятой стране – неизбежна.