На нынешнем «Арт-Манеже» было представлено много живописи.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
В Москве в 12-й раз прошла ярмарка живописи «Арт-Манеж». Среди участников – помимо столичных галерей – гости из провинциальных российских городов, из галерей Европы и пара из Америки.
Организаторы на первый план выдвигают проекты представления искусства из региональных галерей Красноярска, Читы, Иркутска и так далее, спецпроект «Новые имена», показ коллекций постоянных участников ярмарки и проверенных временем московских галерей («Кино», «Экспо-88», «Манеж» и др.). Все вместе должны последовательно реализовывать главную задачу – демонстрировать высокий уровень салонного искусства.
Эволюция, проиcшедшая с этим проектом, колоссальная – от радикально-актуальной площадки до выставки салонной живописи и не более. Скандалы, которые разгорались именно на этой ярмарке, стали уже давно частью истории становления современного российского искусства. Достаточно вспомнить участие Олега Кулика и Авдея Тер-Оганяна. Для последнего это закончилось эмиграцией. В 90-х годах участие в «Арт-Манеже» для любого художника было показателем его востребованности в арт-сообществе. Сейчас участие в «Арт-Манеже» связано с желанием быть купленным и размещенным на загородной даче средней руки бизнесмена.
Для зрителя посещение выставки – неплохой шанс ознакомиться с конъюнктурой рынка. Здесь представлены живописцы, не перформансисты и видеоартисты, а те, кто умеет кисточку в руке держать. На ярмарке не услышишь реплику «Я тоже так могу», применимую в большинстве случаев к проектам современного искусства. Чтобы так суметь, надо долго учиться. Не просто копировать пейзажи и рисовать портреты людей, даже умерших, на «Арт-Манеже» это хорошо поставлено – есть портреты Сальвадора Дали, четверки битлов...
Но что бросается в глаза – так это однообразие и бесконечная повторяемость. Приятно, что и художники не брезгуют коллажной техникой, а одним из спецпроектов ярмарки является представление «Новых имен», собранных Зверевским центром современного искусства, – вполне милая графика, не лишенная обаяния молодости. Но и это не спасет от ощущения провинциальности в худшем смысле этого слова.
Хотя есть и провокационная начинка у нынешних участников. По центру, рядом с главной участницей – галереей «Манеж», расположилась и, кажется, не случайно, Мастерская политического плаката. Вот здесь тенденция схвачена за самое нужное место: портреты политических деятелей в сочетании с классической живописью – стопроцентная конъюнктура, с одной стороны, и золотая жила, с другой. В принципе, если бы вся ярмарка была похожа на Мастерскую политического плаката, а не пряталась за традициями классической живописи, было бы честнее. Были бы успех и разговоры на повышенных тонах. А так на поверхности – претензия на интеллектуальность в сфере, где всегда преобладал госзаказ. Официальное искусство, а в принципе салон «Арт-Манежа» – это официальное искусство, которое всегда будет пользоваться спросом, может говорить на привычном языке идеологии или на худой конец массовой культуры. И будет все о’кей.