Петербургский центр современного танца «Каннон данс» отметил десятилетний юбилей. Праздновать начали премьерой новой редакции спектакля «Песни Комитаса». Завершили сборным концертом.
В десятилетней истории труппы достаточно много событий. И два периода. Первый – когда труппа, созданная Натальей и Вадимом Каспаровыми (Наталья отвечает за творческую составляющую, Вадим – за организационные вопросы) обживала ДК Первой пятилетки. Это на месте нынешней стройки второго (или третьего – после появления концертного зала) здания Мариинского театра. Здесь были репетиционные залы, затем сцена. Второй – когда пришлось искать новое место обитания. Но даже в условиях такого стресса центр умудрился сохранить налаженный ритм работы.
Отличие «Каннон данса» от других образований современного танца прежде всего в комплексном подходе к предмету. Здесь существуют не от фестиваля до фестиваля, хотя их у каннонцев столько, что количество показываемых спектаклей впору репертуарному театру. Период, когда руководители и артисты труппы учились где только удавалось, тоже остался в далеком прошлом. Теперь накоплен достаточный багаж, чтобы выбирать направления и приглашаемых педагогов для мастер-классов, систематизировать и заниматься своими вариантами обучения – от единичных классов и краткосрочных «семинарских» курсов до проектов на несколько лет обучения. Здесь даже принялись за разработку детских программ.
В Москве движение современного танца намного активнее. В Петербурге «Каннон данс» исключение, у которого в списке организаций, поддерживающих его проекты, – консульства, отечественные и зарубежные фонды, организации культуры и компании; труппе помогает комитет по культуре правительства Петербурга. Здесь даже планируют сотрудничество с Вагановской академией: предполагается открыть отделение современных танцевальных стилей.
Нынешняя премьера «Песен Комитаса» – не вполне премьера, скорее проект. Первое обращение к теме произошло еще в 2001 году. Затем спектакль вырос, и нынешняя версия прошла три «премьерные» стадии: весной предпоказ, затем гастроли, в том числе на родине Комитаса, в Армении, и сейчас – в рамках юбилея. Постановщик Наталья Каспарова сделала визуальный ряд, не рассказывая биографию великого хранителя армянской музыкальной культуры, а проникшись состоянием, навеянным песнями и историей. Здесь есть мотивы бездомности и поиска пути, борьбы и любви, смерти и воскрешения. Символы: земля, которой умывают лицо, скатывание рулонов – шерсти, снега, ковров, дороги – как хотите, путь, которым, через других, идет танцовщица под песню «Шуши». Есть отсылки к фольклорному танцу: акробатическая пирамида, прыжки через скакалку из связанных платков, пластика ладоней. Много рапида – в основном в проходках, – придающего действию «киношную» сумрачную сосредоточенность. И многоголосие «Патарага» в финале. Все это более значимо, чем танец.
На отчетном спектакле показали учеников в постановках педагогов. «Высшей мерой» танца по-прежнему считается классика – и каннонцы от этого не свободны. Хотя то, что показано в виде классики, лучше смотреть с закрытыми глазами. Так балерин изображают в детском саду: наивно и безграмотно. И то, что одна из танцовщиц принята в Вагановскую академию, вызывает не гордость за «Каннон», а тревогу за академию. Не случайно приглашенного из АРБ руководителя в зале не обнаружили.
Гораздо зрелищнее дети смотрятся в танцах «свободного покроя»: здесь можно попрыгать-подергаться и покривляться. И нет особых постановочных вывертов. То, что младшие показывали как джаз, наверное, с точки зрения джазиста так же скромно, как классика. Но начальная стадия обучения здесь, пожалуй, не столько в освоении собственно танцевальных приемов, сколько раскрепощение. В «Канноне» учат не стесняться той начальной стадии, когда тело еще неловкое и не подчиняется. Дети и взрослые учатся двигаться, что уже большое дело, поскольку культура тела не слишком оторвана от культуры общей. «Каннон данс» отчасти занял нишу самодеятельного творчества и детского отдыха: детские летние танцевальные лагеря – проект скорее оздоровительный, чем приобщение к профессии.
Концерт представил и едва расшевелившихся новичков, и вполне осмысленно двигающихся учеников. Систематично здесь преподают в основном джаз и модерн. В качестве изюминки представили еще степ, на который, похоже, не слишком массовый спрос и потому результат обучения более впечатляющ. И удивили группой капоэйры: это направление танца-борьбы в России узнали не так давно – и уже преподают. Что касается самих постановок, то школа не исключение в общем кризисе хореографии. Потому ударным хитом программы были «Перекрестки» Натальи Каспаровой, исполненные основной труппой «Каннон данса». Постановка яркая – не в последнюю очередь за счет музыки Дюка Эллингтона.
Санкт-Петербург