0
2267
Газета Культура Интернет-версия

17.12.2007 00:00:00

Бездны мрачной на краю

Тэги: тристан и изольда, ла скала, опера


тристан и изольда, ла скала, опера Вальтрауд Майер и Иан Стори помимо великолепных голосов обладают и настоящим драматическим талантом. Сцена из спектакля «Тристан и Изольда».
Фото предоставлено театром «Ла Скала»

В миланском театре «Ла Скала» идут премьерные представления оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Дирижер-постановщик спектакля Даниэль Баренбойм, режиссер – Патрис Шеро, заглавные партии исполняют Вальтрауд Майер и Иан Сторей.

Существует мнение о том, что театр «Ла Скала» перестал быть оперной Меккой – дескать, другие европейские театры давно дотянули до планки Милана или даже превзошли «Ла Скала» и по актуальности репертуара, и по солистам, и по качеству постановок. Быть может. Но открытие нового сезона в театре показывает и доказывает: здесь происходит то, на что необходимо ориентироваться.

Сезон начинает опера Вагнера «Тристан и Изольда» – это первый спектакль Даниэля Баренбойма в качестве главного приглашенного дирижера «Ла Скала», ревностного любителя Вагнера и борца за толерантность: несколько лет назад он играл Вагнера в Израиле (кстати, фрагмент из «Тристана»), а в ближайшее время с созданным им оркестром «Западно-восточный диван», где вместе играют музыканты из Израиля и Палестины, планирует исполнить большой отрывок из «Валькирий» на стадионе Вальдбюне, построенном, как известно, Гитлером к берлинской Олимпиаде. И при этом заявляет во влиятельных журналах: «Вагнер и Гитлер перевернутся в своих могилах». Он – против правил, он – за музыку. И, быть может, когда-нибудь он окончательно примирит израильтян с искусством бескомпромиссного немецкого романтика и они позволят себе испытать такое же наслаждение, какое испытали слушатели в «Ла Скала».

Баренбойм дирижирует без партитуры: на дирижерском пульте лишь платок. И навряд ли это желание продемонстрировать объем своей памяти, которая и правда границ не знает: мало того что партитура «Тристана и Изольды» колоссально сложная, так опера еще и длится около четырех часов. Нет, это позволяет одновременно управлять процессом и раствориться в нем. То, как звучит его Вагнер, трудно забыть и трудно с чем-нибудь сравнить: здесь сосуществуют тепло и отстраненность, страсть и страдание, стремление вперед и медитативность, тоска, боль, любовь, смерть, бесконечность┘

В вагнеровской интерпретации легенды о Тристане и Изольде (прародительнице истории Ромео и Джульетты) есть два определяющих слова: это немецкое Sehnsucht – томление, страждание и гораздо более трудно переводимое и понимаемое Liebestod – возможно, смерть в любви. На парадоксах строится вся эта история: Тристан убил возлюбленного Изольды, та, в свою очередь, спасла Тристану жизнь и не смогла его убить, сейчас ей суждено стать женой Марка, и Тристан везет ее к своему другу, она выбирает смерть, но получает отсрочку в виде самого прекрасного, что только существует на свете, – любви.

Патрис Шеро, основное поле деятельности которого представляет кино- и театральная режиссура, ставит потрясающую психологическую драму, где все внимание сконцентрировано на движениях чувств героев. История любви обрамляется декорацией в виде серой каменной стены, ближе к центру которой существует проем: в первом действии его заполняет корабельная рубка (постепенно вплывающая в этот проем), во втором – это дворик дворца Марка, обозначенный тройкой стройных кипарисов, в последнем – черная бездна, пропасть за воротами замка умирающего Тристана. Основной цвет костюмов также в темно-серых тонах, единственное яркое пятно – плащ Изольды цвета крови.

Вальтрауд Майер и Иан Стори безукоризненно проводят спектакль: они не только превосходные певцы, но и отличные актеры. Их сотворчество с Шеро и Баренбоймом, похоже, как раз тот случай, когда один заражает и заряжает другого, и результат способен превзойти самые смелые ожидания.

В первом действии (на корабле) разыгрывается драма Изольды, раздираемой, с одной стороны, противоречивым чувством ненависти и интереса к Тристану, с другой – нежеланием выходить замуж. Каждое движение ее души Шеро словно подставляет под увеличительное стекло и отражает на движении матросов – в моменты сильного волнения они активно действуют, в минуту успокоения на коленях верной Брангены, ставшей, по сути, виновницей трагедии (вместо смертельного зелья, предназначенного Изольдой для себя и Тристана, она дала героям любовный напиток), – затихают.

Чувства любовников – самое интересное и самое сложное в «Тристане». Под воздействием магии любовь их безоглядна, но для физической страсти, которая могла бы быть уместна в любой момент, режиссер выбирает только один-единственный пункт. Осознание любви приходит медленно, и женщина здесь ведет: Тристан и Изольда смотрят в оцепенении друг на друга, она в ожидании смерти, он – в растерянности, отворачиваются друг от друга, затем она подходит и нерешительно трогает его за спину. Отходит. Тристан, еще не до конца осознавший, что произошло, медленно приближается к ней, опускается на колени и целует край ее платья – более тонкого признания в полном условностей оперном искусстве еще, пожалуй, не было. И в минуту, когда уже на корабль восходит король Марк, Тристана и Изольду буквально силой оттаскивают друг от друга (здесь и накидывают на нее красный плащ).

Во время долгого любовного дуэта зрители видят не испепеляющую страсть, но тонну нежности, которую они обрушивают друг на друга. Сохранение своей любви в смерти – вот какой выход из ситуации видит Тристан, и поэтому он буквально наталкивается на меч Мелота, раскрывшего глаза Марку на неверность жены. Ведомые психологом Шеро слушатели, кажется, понимают, от чего медленно умирает Изольда – от любви и невозможности осознать и принять смерть Тристана, она гибнет и тает на глазах, уходя в черную бездну...

Милан–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2940
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2403

Другие новости