Рождественский фестиваль в Новосибирске – один из самых известных в провинции. В этом году он включил в свою афишу проект «Лучшие спектакли в городах России». Новосибирск увидел лауреатов или номинантов «Золотой маски», спектакли «Дон Жуан» Бориса Эйфмана, «Три сестры» Петра Фоменко, «Фрекен Жюли» Марчелли, «Фауст. 2360 слов» Инженерного театра АХЕ. Гостями фестиваля стали также нашумевшие «Ричард III» Юрия Бутусова (Москва), «Король Лир» Льва Додина (Санкт-Петербург), «Гроза» Льва Эренбурга (Магнитогорск), один из самых успешных московских спектаклей «Одолжите тенора» Евгения Писарева и еще несколько камерных работ из двух столиц.
Хозяева фестиваля – новосибирские театры «Глобус», Городской театр Сергея Афанасьева, «Красный факел», «Старый дом», «На левом берегу» и другие показали премьеры последних двух лет.
«Глобус», театр-экспериментатор, давно на слуху. Он известен прежде всего яркой режиссурой – театр приглашает лучших режиссеров страны.
Спектакли московского десанта Нины Чусовой и Лены Невежиной – «Женитьба» Николая Гоголя и «Mutter» Вячеслава Дурненкова – едва ли не самые удачные работы режиссеров за последние годы. Удача не в последнюю очередь объясняется увлеченной, с полной отдачей работой актеров, с которыми у режиссеров явно сложилось полное взаимопонимание.
Действие гоголевской «Женитьбы» (режиссер Нина Чусова) перенесено в 70-е годы XX века и происходит во дворе блочного дома. Агафья Тихоновна – нескладная учительница, сваха Фекла Ивановна – разухабистая общественница, Кочкарев – замученный семейными обязанностями отец с коляской, а Подколесин – меланхоличный чиновник. Пьеса Гоголя в трактовке Чусовой оказывается густо населена – любое событие обсуждается дворником и соседками-активистками на лавочке. И главные герои все время действуют с оглядкой на соседей, на то, как принято. Вот и Агафья Тихоновна (умная, ироничная работа Ольги Цинк) хочет замуж, потому что «пора».
Театр рассказывает современную историю несостоявшегося счастья. Этот уморительно смешной спектакль оказался переполненным тоской по любви и взаимности. И когда облысевший моряк Жевакин (Юрий Соломеин) размышляет, почему же ему отказывают, зал грустит вместе с ним. А сцена объяснения Агафьи Тихоновны и Подколесина, в которой герои взлетают от счастья, наверное, самая возвышенная любовная сцена последнего времени.
«Mutter» Вячеслава Дурненкова в постановке Лены Невежиной – жесткий новодрамовский спектакль о четырех стариках, доживающих век в доме престарелых. Казенный быт, отвратительная еда, издевательство персонала. Руководство требует к четырем часам сделать номер художественной самодеятельности для шефов, чтобы те дали денег. В абсурдном, оставленном богом мире этих стариков даже смерть кажется не страшной: она навещает их часто (чаще, чем родные дети), в виде двух девочек-близнецов в школьной форме, похожих на кукол (образ-находка, выросший из вроде бы второстепенного рассказа одной из героинь спектакля). Вячеслав Дурненков, а вслед за ним и режиссер Лена Невежина пытаются отыскать выход из ситуации гнетущей безнадежности. Старики находят в себе силы жить: они выдумывают другой мир, в котором нужны, так как выполняют определенную миссию – ответственны за некую космическую «пятую зону».
Последняя премьера театра – «Наивно. Супер» по книге Эрлена Лу в постановке Алексея Крикливого – также яркий театральный жест. «Наивно. Супер» – об экзистенциальных проблемах постиндустриального общества. Сцена – песочница, окруженная телевизорами на белых стенах (сценография Елены Турчаниновой), – символична. Молодые люди, которым никогда не приходилось бороться за выживание, на всю жизнь остаются немножко недочеловеками. Они всерьез предъявляют родителям претензии, «зачем их родили», и заполняют время компьютерными играми или хождением по барам. Достигшее небывалого развития общество обходится без ответов на простые вопросы. И в результате самыми разумными оказываются пятилетние дети – такие, как Берре (очень достоверный Никита Сарычев), достающие инфантильных взрослых своими «зачем» и «почему».
Еще один эксперимент «Глобуса» – «Вестсайдская история» в постановке американцев – режиссера Грэга Ганакаса, дирижера Кейта Кларка и хореографа Марка Эспозито. История любви 1957 года 50 лет спустя могла бы показаться наивным анахронизмом. Но мюзикл, пожалуй, единственное театральное зрелище, основная сюжетная линия которого связана с больной сегодня темой межэтнических конфликтов.
Новосибирск–Москва