Официальные лица – Александр Чайковский, Родион Щедрин, Юрий Лаптев.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Во вторник столица разжилась еще одной концертной площадкой. Теперь филармонический комплекс на Триумфальной площади, знаменитый сегодня Концертным залом им. Чайковского, дополнился еще одним, Камерным залом Московской филармонии, рассчитанным на 100 мест.
В церемонии открытия приняли участие генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, советник президента по культуре Юрий Лаптев, художественный руководитель Московской филармонии и ректор Санкт-Петербургской консерватории композитор Александр Чайковский, другие официальные и неофициальные лица. Торжественность момента подчеркнули разрезанием красной ленточки, а вот речи носили дружественный характер. Взяв на себя роль пророка, Шалашов возвестил: «Зал станет будущим музыкальной жизни Москвы – как исполнительским, так и композиторским». А Юрий Лаптев назвал новый Камерный «залом дебютов, открытий, первого шага в искусстве». Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой опоздал к ленточному началу, но все равно кстати и душевно (и многозначно) выразил свою позицию: «Москва получила удивительно элитарное место, где можно будет подумать о душе и небесах, а обо всем остальном – уже выходя на Тверскую».
Вход с Тверской в арку через характерные кованые ворота – пока только так можно попасть в новый зал. Поначалу немного смущает подворотня, пусть и находящаяся в центре столицы, но даже в этом видится некий смысл – не помпезничать на виду у всех. Как подытожил в поздравительной речи Михаил Швыдкой: «Эта подворотня – почти дорога к храму».
Не за горами время, когда вход в зал будет вовсе не через арку и подворотню, а через центральное фойе КЗЧ – вместо нынешней пиццерии.
Сам зал производит уютное впечатление и похож одновременно на студию-гостиную и на гостиную-студию. В зале на 100 мест всего семь рядов: пять – в партере и два – на балконе, на сцене – рояль. Правда, с последнего ряда (он же второй) на балконе видно будет только макушки исполнителей. Пожалуй, этот ряд для аудиофилов или влюбленных. 100 мест – максимальное количество, которое было возможно вместить в таких условиях: под новый зал филармония отдала складские и репетиционные помещения, свое заднее крыло, в частности репетиторий Квартета Бородина, которому, безусловно, уже выделили новый. Наверное, больше всех на церемонии открытия волновались архитектор Владимир Нефедьев и акустик Николай Гребешков, ответственные за комфорт будущих зрителей и за самое главное – звук. «Освятили» зал те, для кого он, собственно, и создавался – композитор Родион Щедрин, чей юбилейный фестиваль проводит сейчас филармония, скрипач Никита Борисоглебский, подписавший в этом году с филармонией эксклюзивный контракт, и виолончелист Борис Андрианов. Трио задорно исполнило «Три веселые пьесы» Родиона Константиновича, и «на счастье» у виолончелиста порвалась струна. Уже решено, что в зале будут проходить проекты, связанные с новой и новейшей музыкой. Кроме того, именно здесь будет играть «молодняк», поскольку площадка закрепляется за филармонической «Программой продвижения молодых исполнителей». Наконец, найдут здесь пристанище концерты коллективов, чья специализация – исторический (аутентичный) стиль исполнительства.
В 17 абонементов, которые будут проходить в этом зале, вошли программы ансамбля современной музыки под руководством Юрия Каспарова (цикл «Автора!» с участием известных московских композиторов), солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и его художественного руководителя Юрия Башмета, несколько абонементов адресованы любителям старинной музыки, а также детям (авторские циклы Павла Любимцева и Артема Варгафтика). Из необычного – абонемент «Редкости», представляющий уникальные инструменты вроде крючковой арфы, шалюмо, бомбарды или кугиклов. В это воскресенье в Камерном зале состоится первый концерт.