В рассказе о премии какой или фестивале творческая часть почти на равных делит место и интерес с арифметикой: сколько спектаклей из какого числа городов, сколько номинантов, наконец, сколько денег и кому в итоге дали. Очень важно быть точным – импрессионизм эмоций, уместный в рассказе о спектакле или чем другом, отступает в тень. Неделю назад я выразил свою печаль по поводу нынешнего списка лауреатов премии Станиславского: жаль, мол, что замечают успехи «там» – у Ноймайера и Марталера, и не дают премию, скажем, Валерию Фокину. Назвал еще несколько человек, на мой взгляд, заслуживших награды, – Владимира Панкова, Олега Кудряшова, да и тех еще, кому однажды уже давали, – Юрия Соломина, Сергея Женовача, Миндаугаса Карбаускиса... В пылком своем возбуждении не заметил, что Кудряшова в этом году как раз и наградили, и как раз – за педагогические успехи. Можно только порадоваться!.. Или – еще больше расстроиться: следовательно, надо понимать, критерии более или менее одинаковые, общие. И если другим все-таки не дали, значит, политические причины оказались важнее художественных. Это – о Премии Станиславского.
Теперь – о «Маске»: во вторник на пресс-конференции была объявлена афиша 14-го фестиваля, который пройдет в Москве с 27 марта по 14 апреля, 14-го имена лауреатов назовут на церемонии в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Лауреатов будут выбирать, как обычно, два жюри, в драматическом и театре кукол – под руководством историка театра Алексея Бартошевича, в музыкальном – под председательством композитора Леонида Десятникова. Кстати, в музыкальной номинации впервые в этом году будет оцениваться работа композиторов – в списке номинантов Владимир Кобекин (о двух его операх на этой полосе читайте статью Марины Гайкович), Александр Пантыкин, Владимир Дашкевич... Дашкевич будет представлен спектаклем Хабаровского театра музкомедии «Самолет Вани Чонкина», хотя в Новосибирске в прошлом году сыграли мировую премьеру оперы Дашкевича «Ревизор»: увы, экспертный совет не счел ее достойной нынешней афиши, тем более, как сказала член экспертного совета в музыкальном театре Лариса Барыкина, от Новосибирска и так было очень много конкурсантов (Академический театр оперы и балета, в частности, будет представлен двумя операми и одним балетом). Большой театр вошел в афишу «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым» – в опере и сразу четырьмя балетами (три одноактных – «Милосердные», «В комнате наверху», «Класс-концерт», еще один можно назвать многоактным – «Корсар»). Мариинский кроме номинантов привезет еще и фестивальную программу – в рамках проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве». Еще один петербургский театр, Александринский, выступит с такой мини-фестивальной афишей впервые – в частности, будет показана и самая свежая премьера – «Женитьба», которая выйдет только в январе.
Из арифметических подробностей: в этот раз будут 136 номинантов и 52 спектакля. Из интересного – среди семи актрис, соревнующихся в номинации «Женская роль/Драма», пять – ученицы Петра Фоменко (Ирина Пегова, Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова и Полина Агуреева).
Премию «За честь и достоинство» получат художник Март Китаев и балерина Зайтуна Насретдинова (Уфа), «За поддержку театрального искусства России» – губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев.
В рамках проекта «Легендарные спектакли ХХ века», который продолжает «Маска», 26 и 27 марта на сцене Малого покажут «Арлекина, слугу двух господ» Джорджо Стрелера. Успокаивая корреспондента «НГ», гендиректор «Маски» Мария Ревякина особо отметила, что эти гастроли имеют отдельного спонсора, так что от провинциального театра денег не убудет. Что же, если так, это здорово!