Современная опера на исторический сюжет. Сцена из оперы Владимира Кобекина.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Кульминация Дней Республики Саха (Якутия) в Москве пришлась на последний день: утром в храме Христа Спасителя молились на якутском, а вечером в театре «Новая опера» в исполнении солистов, хора и оркестра Театра оперы и балета Республики Саха (дирижер Сергей Разенков) прозвучала премьера двух одноактных опер екатеринбургского композитора Владимира Кобекина, написанных по рассказам основоположника якутской литературы Платона Ойунского.
Две оперы – «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», история из Древней Греции и якутская легенда – на первый взгляд ничего общего не имеют, но подчинены, однако, одной идее.
Обе они рассказаны и сыграны в традициях олонхо – древнего якутского эпоса, главная особенность которого в том, что он не просто рассказывается, но играется (режиссер Карл Фергучев). Вот эту театральную составляющую олонхо режиссер Андрей Борисов (министр культуры Якутии, руководитель Академического театра им. Ойунского и худрук настоящей постановки) и пытается в своем творчестве сделать сверхидеей синтетического спектакля.
Обе оперы повествуют о героях своего времени. В «Александре Македонском» избрана трагедийная линия: здесь рассказывается история об учителе Александра, единственном посмевшим открыть своему ученику залепленные лестью придворных глаза и совершить пророчество о ранней смерти правителя, что стоило старцу жизни. Параллельно зритель видит историю Мидии, девушки из покоренной Македонским страны: не смирившаяся с падением отчизны, она закалывается, несмотря на любовь к Македонскому.
Вторая история – о легендарном герое Кудангсе Великом, ради спасения своего народа от неминуемой гибели взявшем на себя ответственность за нарушение распорядка небесных тел. Он велел шаману уничтожить звезду Чолбон, из-за постоянного присутствия которой на небе в стране не наступала весна. Опера заканчивается ликованием и радостным гимном весне, между тем пытливый слушатель все-таки запомнит слова шамана о том, что когда-нибудь Кудангса ответит за содеянное, и понимает, что торжество временно.
Действие первой оперы разворачивается на фоне подвижной железной конструкции, символизирующей, видимо, жестокий молох войны. Вторая – на фоне черного силуэта Кудангсы с ножом в одной руке и чашей в другой. Декорации создавались Михаилом Егоровым по эскизам художника и постоянного партнера Борисова Геннадия Сотникова, скончавшегося в этом году.
Оперы написаны в эпической повествовательной манере, ярких запоминающихся номеров здесь немного. Разве что танец Демона войны из «Македонского», выходы звезды Чолбон в исполнении Степаниды Борисовой, известной исполнительницы якутского этнического рока (Кобекин, конечно, на это ориентировался) и отдельные эпизоды, в особенности, когда они аккомпанируют на якутском инструменте, напоминающем бубен. Так что можно сказать, что слияние академического искусства с народным состоялось. n