Диалог актуальной архитектуры в Бутиковском переулке.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Холодная, ветреная погода – лучшее время для того, чтобы знакомиться с новыми постройками. В мае слишком многое приукрашивает действительность. Зелень, солнце и просто хорошее настроение способны придать самой обшарпанной новостройке романтический ореол. Что уж говорить об оценке передовой столичной архитектуры┘ Поэтому лучшее время для посещения Бутиковского переулка – это ранняя и довольно противная московская зима.
Бутиковский переулок – сейчас уже явление не столько архитектурное, сколько историческое. Если кратко – то это улица, плотно застроенная элитным жильем, выполненным в ультрасовременной европейски ориентированной стилистике. Несколько лет назад первые построенные там объекты уже украшали обложки архитектурных журналов, но историческим событием это место становится именно теперь – когда последние свободные участки, «пробелы» переулка окончательно застраиваются. Головоломка считается собранной, когда все детали становятся на свои места, и, похоже, в развитии этого квартала такой момент наступает. Теперь у любого москвича есть возможность пешком пересечь границу с Европой – в районе улицы Остоженка появилось настоящее параллельное государство, свой маленький Берлин.
Для должного впечатления к Бутиковскому переулку лучше идти через 1-й Зачатьевский, спускаясь к набережной, – легче проследить историю района: по пути возникает и жилье 30-х, и элитные первопроходцы 90-х, хотя уже немного побитые временем и растерявшие долю былого лоска. Ближе к набережной открывается вид на памятник Петру, и это знак того, что нужно повернуть направо, и вот она – граница двух миров. Можно сказать, что эксклюзивный квартал – своеобразная «сумеречная зона»: он есть, но о нем никто не слышал. На одной из сторон Зачатьевского переулка расположен шестиэтажный жилой комплекс «Новая Остоженка», исполняющий здесь роль сфинкса, привратника на границе с Европой. По иронии судьбы проект принадлежит компании, архитектурный стиль которой всегда был довольно буржуазным и далеким от западных веяний (яркий пример – высотка «Триумф Палас»). Здание же «Новой Остоженки» выполнено в нейтральной стилистике и, разделенное Бутиковским переулком на два корпуса, гармонично сочетается как с русской застройкой по одну сторону комплекса, так и с «европейской» по другую – своего рода архитектурный посредник.
Но стоит пройти метров пятьдесят вперед по Бутиковскому переулку, наступает настоящий культурный шок: открывается вид не на элитный квартал, а на современный район условного немецкого города. Такой мог бы быть построен в Берлине или Амстердаме, но никак не в центре Москвы. Возникает впечатление кинопавильона, декораций к фильму об утопической европеизированной России.
Бутиковский переулок это не просто архитектурный остров – это закрытый аквариум, теплица. И как тепличные растения не взаимодействуют с окружающей природой, так и здания улицы никак не пересекаются с прилегающими территориями, их даже видно только в пределах переулка.
Квартал имеет три доминирующие (они же первые), формообразующие постройки европейского направления, на которые спустя несколько лет ориентируются новые здания в переулке: два проекта Сергея Скуратова – Copper House, «Бутиковский, 5» и «Жилой дом в Молочном переулке, 1» (архитектор Юрий Григорян).
При всей внешней разнице в планировке и решениях фасадов у этих домов есть общие черты. Все три используют приемы западноевропейских построек последних лет. Это и общий для трех домов рваный, «пляшущий» ритм окон на фасадах (пример – жилой дом архитектора Дэвида Чипперфильда в Берлине), сочетания обширных глухих поверхностей и протяженных участков сплошного остекления первых этажей (голландское бюро MVRDV). К счастью или нет, деревьев в Бутиковском переулке мало и они ничего не загораживают, а зимой за лысыми ветками – это и вовсе бетонная пустыня.
Если рассматривать эти проекты в отдельности, то наибольшее внимание привлекает Copper House – ряд прямоугольных бирюзовых объемов, ориентированный в сторону реки. Этот жилой комплекс можно действительно назвать передовым для Москвы. В последние годы в столице не было такого яркого решения фасадов: передние покрыты наклоненными стеклянными пластинами (одни отражают небо, другие землю), боковые же фасады покрыты окисленной медью, что и дает такую яркую бирюзовую окраску, напоминающую состаренную скульптуру. Пока что никто из отечественных архитекторов не решился повторить такие приемы, все-таки этот проект слишком узнаваем. Copper House трудно воспринимать как здание с дверьми и окнами, это – именно скульптура, цельный и самодостаточный объем, который может быть поставлен в какой угодно городской среде и не затеряется в ней. Расположенный рядом со своим медным соседом жилой комплекс «Бутиковский, 5» не так притягивает глаз, так как его фасад не имеет яркой окраски. Но если задержать взгляд на его стенах – то за неприметной темной облицовкой проглядываются десятки отделочных материалов, от дерева до стали, гармонично выверенные и придающие рельефному фасаду настоящую психологию.
Несмотря разнообразие материалов в облицовках фасадов квартала, самым заметным остается обыкновенное стекло, возможно, из-за нестандартных форм окон и «прозрачных» первых этажей.
В градостроительном смысле самый важный объект Бутиковского переулка это «дом в Молочном переулке». Это здание – в плане полукруглое (треть круга, если точнее), и перед ним расположен единственный в переулке сквер, районный оазис, который, формально принадлежа конкретному дому, становится главным общественным пространством улицы. Из всех основных объектов Бутиковского дом Григоряна – самый «русский» по своей атмосфере за счет имперской округлой планировки и огромной благоустроенной территории перед домом. Учитывая строгую облицовку из светлого камня и узкие окна, здание отдаленно напоминает партийные учреждения сталинских времен.
Конечно, это всего лишь три, хоть и главные, постройки в сложившейся «русской Европе», но именно они, умело собранные в один квартал, дали основу всему району и представляют собой уникальную архитектурную среду. По сути своей эти постройки напоминают лучшие концепты отечественных автомобилей, так и не запущенных в серийное производство. Архитектурное направление Бутиковского переулка, смелое и пластичное, имеет колоссальный градостроительный и коммерческий потенциал, будучи способным решить любые пространственные задачи и вписаться в самую эклектичную городскую среду. Но, увы, пока они остаются штучными образцами, формируя лишь потемкинскую деревню, аквариум из сплошь остекленных фасадов, картину несуществующего города и несуществующей страны.
И все же район Бутиковского переулка больше напоминает музей современной архитектуры, чем район для проживания, какой бы степенью элитарности он ни обладал. На улице тихо и безлюдно, как на территории гигантского посольства. Единственные видимые глазу обитатели – многочисленные охранники, которые разговаривают на улице и курят, съежившись от декабрьского ветра. Других звуков на этой улице не слышно.