0
1964
Газета Культура Интернет-версия

10.12.2007 00:00:00

Стеклянный занавес Остоженки


Диалог актуальной архитектуры в Бутиковском переулке.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Холодная, ветреная погода – лучшее время для того, чтобы знакомиться с новыми постройками. В мае слишком многое приукрашивает действительность. Зелень, солнце и просто хорошее настроение способны придать самой обшарпанной новостройке романтический ореол. Что уж говорить об оценке передовой столичной архитектуры┘ Поэтому лучшее время для посещения Бутиковского переулка – это ранняя и довольно противная московская зима.

Бутиковский переулок – сейчас уже явление не столько архитектурное, сколько историческое. Если кратко – то это улица, плотно застроенная элитным жильем, выполненным в ультрасовременной европейски ориентированной стилистике. Несколько лет назад первые построенные там объекты уже украшали обложки архитектурных журналов, но историческим событием это место становится именно теперь – когда последние свободные участки, «пробелы» переулка окончательно застраиваются. Головоломка считается собранной, когда все детали становятся на свои места, и, похоже, в развитии этого квартала такой момент наступает. Теперь у любого москвича есть возможность пешком пересечь границу с Европой – в районе улицы Остоженка появилось настоящее параллельное государство, свой маленький Берлин.

Для должного впечатления к Бутиковскому переулку лучше идти через 1-й Зачатьевский, спускаясь к набережной, – легче проследить историю района: по пути возникает и жилье 30-х, и элитные первопроходцы 90-х, хотя уже немного побитые временем и растерявшие долю былого лоска. Ближе к набережной открывается вид на памятник Петру, и это знак того, что нужно повернуть направо, и вот она – граница двух миров. Можно сказать, что эксклюзивный квартал – своеобразная «сумеречная зона»: он есть, но о нем никто не слышал. На одной из сторон Зачатьевского переулка расположен шестиэтажный жилой комплекс «Новая Остоженка», исполняющий здесь роль сфинкса, привратника на границе с Европой. По иронии судьбы проект принадлежит компании, архитектурный стиль которой всегда был довольно буржуазным и далеким от западных веяний (яркий пример – высотка «Триумф Палас»). Здание же «Новой Остоженки» выполнено в нейтральной стилистике и, разделенное Бутиковским переулком на два корпуса, гармонично сочетается как с русской застройкой по одну сторону комплекса, так и с «европейской» по другую – своего рода архитектурный посредник.

Но стоит пройти метров пятьдесят вперед по Бутиковскому переулку, наступает настоящий культурный шок: открывается вид не на элитный квартал, а на современный район условного немецкого города. Такой мог бы быть построен в Берлине или Амстердаме, но никак не в центре Москвы. Возникает впечатление кинопавильона, декораций к фильму об утопической европеизированной России.

Бутиковский переулок это не просто архитектурный остров – это закрытый аквариум, теплица. И как тепличные растения не взаимодействуют с окружающей природой, так и здания улицы никак не пересекаются с прилегающими территориями, их даже видно только в пределах переулка.

Квартал имеет три доминирующие (они же первые), формообразующие постройки европейского направления, на которые спустя несколько лет ориентируются новые здания в переулке: два проекта Сергея Скуратова – Copper House, «Бутиковский, 5» и «Жилой дом в Молочном переулке, 1» (архитектор Юрий Григорян).

При всей внешней разнице в планировке и решениях фасадов у этих домов есть общие черты. Все три используют приемы западноевропейских построек последних лет. Это и общий для трех домов рваный, «пляшущий» ритм окон на фасадах (пример – жилой дом архитектора Дэвида Чипперфильда в Берлине), сочетания обширных глухих поверхностей и протяженных участков сплошного остекления первых этажей (голландское бюро MVRDV). К счастью или нет, деревьев в Бутиковском переулке мало и они ничего не загораживают, а зимой за лысыми ветками – это и вовсе бетонная пустыня.

Если рассматривать эти проекты в отдельности, то наибольшее внимание привлекает Copper House – ряд прямоугольных бирюзовых объемов, ориентированный в сторону реки. Этот жилой комплекс можно действительно назвать передовым для Москвы. В последние годы в столице не было такого яркого решения фасадов: передние покрыты наклоненными стеклянными пластинами (одни отражают небо, другие землю), боковые же фасады покрыты окисленной медью, что и дает такую яркую бирюзовую окраску, напоминающую состаренную скульптуру. Пока что никто из отечественных архитекторов не решился повторить такие приемы, все-таки этот проект слишком узнаваем. Copper House трудно воспринимать как здание с дверьми и окнами, это – именно скульптура, цельный и самодостаточный объем, который может быть поставлен в какой угодно городской среде и не затеряется в ней. Расположенный рядом со своим медным соседом жилой комплекс «Бутиковский, 5» не так притягивает глаз, так как его фасад не имеет яркой окраски. Но если задержать взгляд на его стенах – то за неприметной темной облицовкой проглядываются десятки отделочных материалов, от дерева до стали, гармонично выверенные и придающие рельефному фасаду настоящую психологию.

Несмотря разнообразие материалов в облицовках фасадов квартала, самым заметным остается обыкновенное стекло, возможно, из-за нестандартных форм окон и «прозрачных» первых этажей.

В градостроительном смысле самый важный объект Бутиковского переулка это «дом в Молочном переулке». Это здание – в плане полукруглое (треть круга, если точнее), и перед ним расположен единственный в переулке сквер, районный оазис, который, формально принадлежа конкретному дому, становится главным общественным пространством улицы. Из всех основных объектов Бутиковского дом Григоряна – самый «русский» по своей атмосфере за счет имперской округлой планировки и огромной благоустроенной территории перед домом. Учитывая строгую облицовку из светлого камня и узкие окна, здание отдаленно напоминает партийные учреждения сталинских времен.

Конечно, это всего лишь три, хоть и главные, постройки в сложившейся «русской Европе», но именно они, умело собранные в один квартал, дали основу всему району и представляют собой уникальную архитектурную среду. По сути своей эти постройки напоминают лучшие концепты отечественных автомобилей, так и не запущенных в серийное производство. Архитектурное направление Бутиковского переулка, смелое и пластичное, имеет колоссальный градостроительный и коммерческий потенциал, будучи способным решить любые пространственные задачи и вписаться в самую эклектичную городскую среду. Но, увы, пока они остаются штучными образцами, формируя лишь потемкинскую деревню, аквариум из сплошь остекленных фасадов, картину несуществующего города и несуществующей страны.

И все же район Бутиковского переулка больше напоминает музей современной архитектуры, чем район для проживания, какой бы степенью элитарности он ни обладал. На улице тихо и безлюдно, как на территории гигантского посольства. Единственные видимые глазу обитатели – многочисленные охранники, которые разговаривают на улице и курят, съежившись от декабрьского ветра. Других звуков на этой улице не слышно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1614
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3539
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2605
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2114

Другие новости