В 27-й раз начало зимы в Москве украшено раритетными именами жемчужин мировой исполнительской школы: среди концертов фестиваля «Декабрьские вечера», проходящих при всяком отсутствии рекламы, но при полном, хотя и небольшом зале, мало таких, на которые идти совсем не стоило бы. Как следствие есть такие, на которые хочется попасть любой ценой.
Один из них – вокальный вечер, прошедший 5 декабря. В качестве примы здесь выступала звезда Венской оперы Ангелика Киршлагер. Ее полетное, отточенное меццо-сопрано вместе с необыкновенной артистичностью (и привлекательной внешностью – одна обольстительная улыбка чего стоит) объединяются в редкий дар, когда артист становится хорош и на оперной сцене, и в камерном репертуаре. В последнем слушатели «Декабрьских вечеров» могли убедиться воочию.
В ансамбле с Киршлагер выступал французский пианист Жан-Ив Тибоде, которого сегодня причисляют к топ-звездам фортепианной сцены. Таких ансамблей в мире наперечет – пианисты, стремящиеся к сольной карьере (и преуспевшие в ней), нечасто «размениваются» на аккомпанемент. Поэтому очевидцы рихтеровских «Декабрьских вечеров», наверняка присутствовавшие в зале, могли почувствовать ту, старую атмосферу, когда на сцену выходили только мастера и их искусство было на самом деле высоким. У Жан-Ива Тибоде большой опыт работы с вокалистами, он выступает в дуэте, например, с Чечилией Бартоли, да и с героиней «Декабрьских вечеров» Ангеликой Киршлагер он уже работал. Поэтому их дуэт близок к идеалу – музыканты почти дышат вместе, при этом пианист, обладающий уникальным мягким звуком, всегда идет вслед за певицей, никогда без надобности не преувеличивает значение своей партии, но создает голосу Киршлагер удобное пространство для пения.
Стоит назвать еще одного музыканта – Юрий Башмет принимал участие в необычном трио (голос–фортепиано–альт), а также в дуэте с Тибоде исполнил знаменитую сонату из альтового репертуара – Арпеджионе Шуберта. Она удачно вписалась в программу первого отделения, состоявшую из песен Брамса и Шуберта. Во втором отделении прозвучали песни Корнгольда – творчество этого немецкого композитора первой половины ХХ века, эмигрировавшего в Америку, постепенно становится все более знакомым российскому слушателю, его сочинения пела Дебора Войт во время своих гастролей в Москве, скрипичный концерт исполнял Николай Цнайдер на одном из Пасхальных фестивалей. Трио современного нидерландского композитора Гуса Янссена Ha Hi Balei завершило концерт. А открыли второе отделение песни Моцарта – так музыканты решили отметить памятную дату (5 декабря нынешнего года исполнилось 216 лет со дня смерти композитора). Помешала прекрасному звучанию только взбесившаяся картина, методично взвывавшая, невзирая на звучавшую музыку. Будем считать, что картина оказалась слишком чувствительной к исполнению и не смогла сдержать своих эмоций.