Антон Ельчин: вчера – русский мальчик, сегодня – звезда Голливуда.
Кадр из фильма «Чарли Бартлетт»
В самом центре Турина, на виа Монтебелло, в невероятной башне Музея кино – главном архитектурном символе столицы Пьемонта, – прошел 25-й по счету международный кинофестиваль.
В отличие от Венеции, Канн, Берлина, Москвы и Карловых Вар, кинофестиваль в Турине не является кинофестивалем класса «А», а значит, не имеет предубеждений против картин, уже засвеченных на других кинофестивалях. Отсутствие престижной категории «А» избавляет фестиваль от лишнего пафоса – на итальянской и мировой фестивальной карте Турин занимает свое место, не претендуя ни на лавры Венеции, ни на амбиции Рима. Туринский фестиваль был основан в 1982 году как фестиваль «молодого кино», ему мы обязаны открытию для кино таких имен, как Чен Кайге, Такеши Китано, Хулио Медем и Паоло Соррентино. Избавившись от приставки, Туринский кинофестиваль сохранил вектор движения – по направлению к молодому кино. Такое положение вещей, кажется, всех здесь устраивает. И в этом году в Турин не приехали голливудские звезды первой величины, но вряд ли здесь всерьез пожалеют об этом – собственную ретроспективу почтил присутствием Вим Вендерс, в жюри заседают Андре Тешине, Робер Гедигян и Аки Каурисмяки. А главная звезда – это, конечно, сам Нанни Моретти, директор фестиваля и знаменитый актер и режиссер, известный прежде всего своей картиной «Комната сына», несколько лет назад получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Для киномана, завсегдатая Музея кино, созвездие имен вполне внушительное. Главный приз и 25 тыс. евро заслуженно получил ирландский фильм Ленни Абрахамсона «Гараж» – драматичная история о «другом», рассказанная с хирургической точностью. Главный герой, сорокалетний мужчина с животом, одышкой и умом четырнадцатилетнего ребенка – трагедия неизбежна. Но режиссерское мастерство Ленни Абрахамсона и гениальное исполнение Пэта Шорта избавляют историю от налета пошлости – это драма невинности и столкновения с реальностью.
Но главное событие 25-го Международного кинофестиваля в Турине – это, пожалуй, самая полная ретроспектива выдающегося американского режиссера и актера Джона Кассаветиса, включившая показ всех его режиссерских и актерских работ. Творчество Кассаветиса достаточно плохо известно в России, несмотря на наше традиционно «бережное» отношение к американскому кино. Но его подчеркнутое параллельное Голливуду существование, видимо, сыграло свою роль. Сказать, что сегодня его «Мужья», «Течения любви», «Лица» производят шоковое впечатление – не сказать ничего. Кассаветис не просто выдающийся режиссер, он автор киноязыка, на котором говорит современное кино. Это тот киноязык, на котором в России не говорят. Остается надеяться, что подобную ретроспективу когда-нибудь можно будет увидеть на Московском кинофестивале.
Так же как из Москвы, Турин заимствовал главную звезду одной из внеконкурсных программ «Положение вещей». Специальное событие программы – показ всех четырех картин Анны Биллер, включая «Виву», конкурсную ленту 29-го ММКФ. Малоизвестная экстравагантная американка, определенно, входит в моду.
Традиционный «русский след» в Турине вышел весьма причудливым. На этот раз основной конкурс обошелся без картин из России, зато есть одна картина из Латвии под названием «Вольный стрелок» – четыре новеллы о временах года и переменчивости внутреннего состояния людей. Фильмы из бывшего СССР всегда пользовались успехом в Турине. В разные годы здесь получали призы Сергей Бодров («Непрофессионалы»), Арво Ихо («Наблюдатель»), Бахтияр Худойназаров («Братан»), Алексей Балабанов («Брат») и Лидия Боброва («В той стране»). Вне конкурса из России – международный блокбастер «Александра» Александра Сокурова и российско-венгерский «Волк» Томаша Тота. Действие картины происходит в глухой деревне где-то в Сибири, которую терроризирует стая волков. Жители обращаются за помощью к Николаю – он, как говорят, понимает язык животных.
В рамках фестиваля состоялась премьера американской комедии из жизни подростков «Чарли Бартлетт», главную роль в котором исполнил бывший русский мальчик, а ныне – восходящая голливудская звезда Антон Ельчин, прославившийся ролью в картине Ника Кассаветиса (сына американского классика) «Альфа Дог». Дуэт Ельчина и Роберта Дауни-мл. украсил эту вполне проходную картину бывшего монтажера Питера Уира, а теперь и режиссера Йона Пола.
Во внеконкурсную программу альтернативного кино попали сразу три фильма российского производства: «Москва» Бакура Бакурадзе и Дмитрия Мамулии, «Мальчики» Валерии Гай Германики и «На третьей планете от солнца» Павла Медведева. Три абсолютно разные картины – картинки из жизни гастарбайтеров в столице («Москва»), метафизическая сталкерская зона в документальной «На третьей планете от солнца» и извращенное хоум-видео из жизни собственной сестры от Валерии Гай Германики – так сегодня выглядит Россия из столицы Пьемонта. Щедрая столица Пьемонта пока может предложить России и миру несколько больше – автомобиль «Фиат», футбольный клуб «Ювентус» и, конечно, знаменитую туринскую Плащаницу.