Вторым выходом Анны Нетребко в юбилейном сезоне Мариинского театра стала Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта. Ее партнером был Ильдар Абдразаков, впервые на этой сцене спевший партию Дон Жуана.
О том, что Анна Нетребко будет петь в «Дон Жуане», который был запланирован с совсем другой, еще далеко не звездной, но уже в меру востребованной солисткой Мариинского театра, публика узнала едва ли не за два дня до спектакля.
Нельзя сказать, что в тот вечер в Мариинском был ажиотаж или столпотворение. Нетребко кружит голову только там, где ее хорошо и много рекламируют. Здесь к ней отношение в целом, при всей любви к ней, скорее все-таки сдержанное. Такое состояние можно описать словами Татьяны Москвиной из статьи об особенностях русского разума: «Если вы скажете нашему человеку – вот, это хороший фильм, он получил «Оскара», наш человек твердо скажет: «Мало ли за что у них там «Оскаров» дают». Может, внутри у них все от счастья и дрожит – но разум настроен на сугубо критическое отношение к реальности. Но повод для скепсиса подает, сама того не замечая, и сама суперстар. В финале «Дон Жуана» на Анну, вероятно, напал смех, и стоило ей по режиссерскому сценарию уже после ужасной гибели распутника взять в руки чашку с чаем или кофе, как она начала показывать кому-то в оркестровой яме, что с ним чокается, судя по всему, по поводу завершения спектакля.
Словом, на Мариинской сцене певица иногда очень даже так неприхотливо расслабляется. А слушатель-то только что трагедию пережил и как на такие фривольности реагировать? Но в «Дон Жуане» Анна Нетребко действительно произвела вулканический взрыв женской драмы. Пение ее было нереально прекрасным – настолько ровным и насыщенным, что возникало ощущение выверенной звукозаписи. Источник вдохновения певицы – равновеликий Дон Жуан в лице Ильдара Абдразакова.
В постановке мэтра немецкой оперной режиссуры Йоханнеса Шаафа главный герой – отпетый подонок, который не знает, чем бы еще возбудиться. Сначала цинично закалывает папашу ножом, затем, во время знаменитой арии с шампанским, на радостях душит Лепорелло в неприлично-извращенной позе, в финале устраивает ужин с имитацией некрофилии. Словом, сплошная мерзость. Но в устах Абдразакова даже в такой постановке получился другой – полноценный Дон Жуан. В интервью накануне он назвал его «спокойным, романтичным – без доли агрессии». И оправдал ожидания. Возможно, отпечаток наложила работа над этой ролью в Вашингтоне с музыкальным руководителем «Дон Жуана» Пласидо Доминго. В Мариинский Ильдар прилетел как раз после своего блестящего американского дебюта. Надо было слышать, как он пел канцонетту, во время которой словно обнажается душа героя. Для всех его немногочисленных предшественников в этой постановке она превращалась в камень преткновения. Для него же, кажется, она – едва ли не самый долгожданный номер, где можно с минимумом оркестра показать свой голос, которым он, скорее всего, при случаях умело пользуется не только на сцене, но и в жизни. Бархатный, полнозвучный, идеально чистый, с едва улавливаемым ароматом вибрато, наполняющим весь зал: как от такого не сойти с ума женщинам?
За исключением некоторых непростительных ляпов в оркестре, ансамбль солистов вокруг Анны с Ильдаром подобрался отличный. Это и бурлескный Лепорелло с превосходным итальянским и хорошей актерской игрой у дебютанта Николая Каменского, и жених Донны Анны – Оттавио в корректном исполнении Даниила Штоды, и зажигательный вокально-актерский дуэт Церлины и Мазетто – Екатерины Соловьевой и Юрия Воробьева, и, конечно же, страстная, безумная от любви Эльвира в проверенной временем вокально-драматической версии Татьяны Павловской.