Примерно такой видит новую сферу обитания Пистолетто.
В Государственном центре современного искусства в Москве итальянский художник Микеланджело Пистолетто открывает «Третий рай» в России, представляя грандиозную инсталляцию на тему новой сферы обитания.
Место и проект совпали удачно. На площадке Государственного центра современного искусства выставлен проект заслуженного, признанного художника, его объекты, хоть и на тему рая, да еще третьего по счету, лишены пугающего официальные площадки духа радикализма и новаторства. Автор, получивший многочисленные награды, среди которых почетное место занимает «Лев» Венецианской биеннале, в 2004 году заявил на весь мир о создании, точнее, даже переходе к модели третьего рая, им созданного. Как отмечает в своем исследовании итальянский искусствовед Акиле Бонита Олива, первым раем мы будем считать библейский, вторым – созданный человеком, искусственный или технически совершенный и, наконец, подоспел в качестве финального блюда, десертного, третий.
Пистолетто пошел по пути утопистов и попытался соединить два предыдущих рая в один. В центре огромного зала ГЦСИ на полу придуманный художником новый символ бесконечности – три кольца, одно большое и два поменьше. Окружности выложены кирпичами, сверху стекло, под которым дымящиеся чайники, они свистят и работают как дополнительный саунд проекта. На стенах зала огромные алюминиевые поверхности, усеянные кругами-символами художника, и, наконец, напротив входа – центральное полотно с портретом в полный рост Джанни Наннини, певицы, соучастницы в создании новой утопии. Ее фигура демонстрирует практически модель золотого сечения. Ее же голос доносится из динамиков, она произносит одно слово – мама. Есть искусственные материалы – алюминий, обладающий зеркальными свойствами, есть чувственная составляющая и первоочередная – источник жизни, плодородия и так далее.
Таково краткое описание идеи-проекта, захватившего арт-мир, но Россия, как известно, между мирами, между Западом и Востоком. Для нас третий рай, четвертый или десятый несущественны. Идея рая для русского контекста искусства относительна, как в теории Эйнштейна по отношению к другим предметам. Больше волнует проблема будущего, как туда вообще попасть. Художники-авангардисты проектировали модели будущего, художники-шестидесятники во главе с Ильей Кабаковым просто боялись, что их туда не возьмут, и наши современники, если не реагируют на агрессивный социум, пытаются понять пути проникновения в загадочное завтра.
Пистолетто с его третьим раем не актуален для наших просторов. Буквально недавно американский художник Мэтью Барни показывал свой новый эпос, где центром был также своеобразный символ, оказавшийся намного ближе к России, так как был пропитан мифологическим духом всемирной истории. А символ Пистолетто пропитан европейским минимализмом. Такой хороший европейский минимализм, который всегда радует глаз, уставший от китчевости действительности, он для отдыха, но не для вечности. Как будто на курорте – с третьим раем Пистолетто можно лишь дух перевести, потому что за его красивой декорацией все равно наши просторы с их бескрайними полями и лугами и даже без намека на рай.