Все в сборе, пора в полет...
Фото Михаила Гутермана
Пьесе Александра Строганова «Орнитология» не на шутку повезло. Только в Москве ее ставили уже не однажды, и каждая новая попытка неизбежно заканчивалась провалом. Режиссера Владимира Агеева это не остановило, и вот в «Другом театре» вышла очередная «Орнитология». Трудно в это поверить, но успех налицо.
Первый раз об «Орнитологии» и о Строганове заговорили лет 10 назад: один из помощников Олега Ефремова говорил о нем самом и о его пьесе как о ком-то и о чем-то необыкновенном: врач из Саратова или из еще более далекой провинции, то ли пьющий, то ли наоборот – излечивающий от запоев┘ Пьесу написал – гениальную, настоящий шедевр. Ставить пригласили Александра Дзекуна, который – на сей раз точно из Саратова – только что приехал в Москву, репетиции МХАТе шли долго и сложно, премьеру назначили, но так и не выпустили.
С учетом нынешнего успеха Агеева вполне можно назвать теперь первооткрывателем «Орнитологии», а спектакль «Другого театра» – московской премьерой пьесы.
Тут надо сказать еще несколько слов: никакого такого «Другого театра» на самом деле нет. Эмблема есть, есть место, где они играют, а театра – нет. Есть театр «Квартет И», весь из себя комический, веселый, даже разухабистый, но поскольку в рядах его – люди по преимуществу серьезные, с грустными глазами, то удалого веселья им мало. И вот на сэкономленные деньги они решили делать что-нибудь еще. Другие – в старом анекдоте – немножечко шьют, а эти решили освободить небольшое пространство для «Другого театра». В частности, для «Орнитологии».
А что тут, собственно, другого? Публика приходит примерно та же, молодая, платежеспособная, отчасти – светская (на очередной премьерный спектакль пришли, к примеру, Олег Меньшиков и Ингеборга Дапкунайте). Жанр – не побоюсь громких слов – чрезвычайно комедийный (заметим в скобках, что Владимир Агеев смешное чувствует как, пожалуй, мало кто из нынешних режиссеров). И история – с перегибами, то есть совершенно в русле «здорового бреда», который несут со сцены герои, скажем, «Дня выборов» «Квартета И».
Жанр «Орнитологии» определен как фантасмагория в двух действиях. Час сорок с антрактом – совершенно невероятная история с раздеваниями, с полетами, свадьбой... Пересказать сюжет почти невозможно. Можно, конечно, попытаться, начать с начала – мол, мужчина приходит в гости к даме. Ей 35, он лечит ее брата от алкоголизма, но в настоящий момент брата дома нет. Приглашение от сестры, красавицы, хоть и со странностями, бравый мужчина понимает как начало любовного приключения, начинает торопить события, но┘ «Любовь вечна!.. А вы всё спешите!..» – останавливает его Татьяна Павловна Зябких (Ирина Гринева). Да, она ведь художник, и восхищение ее картинами – непременный атрибут ухаживания, пускай и быстротечного, спринтерского, на что настраивается герой (Алексей Багдасаров). Гринева фантастически смешно и с чрезвычайным разнообразием играет мгновенные смены состояния – то есть смену игры, в которую, не зная, как ей лучше повернуться и что еще вообразить, играет экзальтированная художница. Пусть и несостоявшаяся. Каждое новое состояние она пытается закрепить, удержать, но новая фантазия тащит ее вперед и вперед. В конце концов она удаляется, чтобы поразить своего гостя каким-то невероятным нарядом, и выходит, полуобнаженная, с крыльями вместо рук. Спустя мгновение она освобождается и от этого странного птичьего реквизита.
Начинается вторая, совершенно абсурдная, отчасти даже страшная половина истории. Для героя уж точно это – другая игра и другой театр. Появляется брат, орнитолог (Александр Усов), который без труда взлетает, буквально вспархивает на подоконник, на стул и на стол, как акробат или вправду – как птица. Ах, почему люди не летают?.. Нет, это – не его вопрос. Он, мы же видим, летает. И других заставляет┘
Неудачливого, как теперь становится ясно, любовника, угрожая ему пистолетом, он заставляет жениться на своей сестре, объявляет какую-то птичью свадьбу┘ В общем, бред. Рассказывать дальше нет смысла, хотя удовольствие и здесь не заканчивается. Длинноты имеются, но какой же талант у нас умеет быть кратким?!
Бесстрашная, на грани фола, игра. При всем уморительном характере представления (особенно первой его половины) – чрезвычайно прихотливая режиссура, в которой успех – плод тонкой и точной настройки.