0
1295
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2007 00:00:00

Чайковский с Горбатой горы

Тэги: чайковский, евгений, онегин, опера


Действие «Онегина» в Баварской опере происходит в мотеле, за стеклянными стенами которого виден пейзаж Дикого Запада.

И пусть известно, что Варликовский вдохновлялся также фильмом «Горбатая гора», этот пейзаж – скорее из вестернов гэдээровского происхождения. Ларина – хозяйка гостиницы, а Ленский с Онегиным – постояльцы. Первая сцена разыграна как поздравления персонала начальнице. Обслуживающий персонал подпирает стены, а Ларина с Филипьевной занимают кресла. На зрителей с маленького экрана ч/б телевизора проецируется чемпионат фигурного катания, разумеется, под того Чайковского. После того как зал зааплодирует тройному тулупу, Лариной покажется, что это уже слишком, и она повернет ящик (а это именно ящик образца 70-х!) к себе. Тогда и начнется, собственно, «Евгений Онегин»: две дамочки будут вздыхать и ахать, следя за очередными номерами произвольной программы. Чайковский же весь растащен на номера, почему же увертюре к «Онегину» не сыграть такой же роли? И тем не менее предположить, что там, на повернутом на сцену экране, страдает какой-нибудь однополый дуэт, – в контексте 70-х было бы все-таки верхом абсурда.

Так и во всем спектакле – героическое желание превратить наконец «Онегина» в гей-оперу разбивается у Варликовского о чуть ли не сентиментальную ностальгию по 70-м. Не говоря уже о батниках и платьях-трапециях – но и сладкологолосие тогдашней эстрады, тогдашний фольк и тогдашнее ретро становятся «полем для отсылок» для арий, дуэтов и хоров, как правило, сопровождаемых дискотечными танцами. Отсылок, упаси боже, не в музыкальном плане (дирижер все-таки Кент Нагано). Но сестры Ларины, вертящие микрофонами во время своего дуэта, – немножко как из Фридрихштадтпаласа. А мсье Трике – немножко как Карел Готт. Ольга (Елена Максимова) сошла со страниц «Бурды»: преподносит детскость как стиль. Менее понятно, однако, куда целят Онегин с Ленским. Первый – с рыжими бакенбардами, второй носится с гитарой, но всего этого как-то мало, чтобы понять, что они делают в этом времени. И тем более мало, чтобы это время, кроме эпохи «Бурды» и Фридрихштадтпаласа, предстало еще и эпохой драматических «выходов из чулана» – гомосексуального, надо понимать, чулана. То есть тем, на что намекает главная в концепции Варликовского сцена – дуэли, прочитанной как любовное признание Ленского Онегину. За которое Онегин – по Варликовскому, не желающий принять своей гомосексуальности – Ленского и пристреливает (более того, продолжает затем маниакально прицеливаться к ковбойским парочкам, кружащим вокруг него в следующей тут без всякого перерыва сцене бала).

Однако беда в том, что этого Онегина вообще никуда не тянет. У Микаэля Фолле получился колоритный бюргер, которого после страстных нападок Татьяны интересует прежде всего состояние собственной укладки.

Вся романтика оказалась уделом Татьяны. О чем, конечно, особенно сокрушаться не стоит, ведь Татьяна в этом спектакле – Ольга Гурякова. Свидетелей ее – более чем десятилетней давности – московского дебюта спешим уверить, что Гурякова, как никогда, убедительна в роли впечатлительного долговязого подростка, а ее теплый, необычайно подвижный голос восполняет эмоциональный дефицит этого спектакля. Это не значит, что Гурякова перетягивает одеяло на себя: она вполне вписывается в общую концепцию, согласно которой Татьяна, пусть и странная чудачка, – не изгой, не выдающаяся личность, ни Ольге, ни «душенькам-подруженькам» не противопоставлена. Татьяна в этом спектакле – не столько исключительная женщина, сколько представительница женского рода вообще. Женщин, которым простительны страстные излияния, ребячество, которым культура уже позволила быть эмоциональными, сверхэмоциональными и страдать от любви. Если Варликовский именно такого контраста добивался, делая героев-мужчин столь закрытыми (дескать, язык чувств для мужчин не выработан, более того, запрещен), – то ему это вполне удалось. Только опять же – музыка Чайковского дорога тем, что ломает это клише. И с этим надо было бы как-то посчитаться.

Мюнхен


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

"Единая Россия" подарит оппозиции бумажный бюллетень

Иван Родин

Корректировка избирательного закона нацелена на решение более значимой задачи

0
359
Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Россия может перенять опыт Ирана по борьбе с авиасанкциями

Ольга Соловьева

Власти пытаются закрыть дефицит кресел "мокрым" лизингом

0
484
Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дело коммуниста Самсонова пригодится к выборам

Дарья Гармоненко

КПРФ предлагает властям определить критерии политических репрессий

0
416
В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

В зоне интересов России может появиться новая кризисная точка

Молдавия начинает национализировать российские активы

0
324

Другие новости