Вот она, флейта ХХ века.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В рамках фестиваля «Сезон Станиславского» показали спектакль «Фама» с музыкой Беата Фуррера. Жанр этого спектакля создатели определяют как аудиотеатр для большого ансамбля, восьми голосов и актрисы. Автор его – режиссер Кристоф Марталер, исполнители – ансамбль Klangforum Wien при участии хорового ансамбля Neue Vokalsolisten Stuttgart и актриса Изабель Менке.
Самое обидное заключается в том, что спектакль Марталера (четыре представления – по два за вечер), каждая постановка которого вызывает большой резонанс на Западе (вне зависимости от того, нравится критику и публике или нет) и который мог бы стать главным событием «Сезона Станиславского» хотя бы потому, что это образец самого настоящего ультрасовременного театра, прошел в Москве при практическом отсутствии рекламы и, как следствие, публики. Как раз тот случай, когда уже набившее оскомину слово «реклама» могло бы сыграть совсем не злую шутку...
Для «Фамы» пришлось арендовать павильон культурно-выставочного комплекса «Сокольники» – этот театр требует большого пространства. Даже не сценического, потому как сцены в традиционном понимании здесь нет, а «засценического» – музыканты располагаются вне конструкции, внутри которой находится зритель и актриса. Собственно, понятие «зритель–слушатель» здесь скорее сведено (или даже расширено) до соучастника театрального действа. Слушатель помещен в дом Фамы – богини молвы, обитающей на полпути между землей, морем и небом. Дом этот, обладающий множеством входов и выходов, наполнен звуками происходящего в мире. Лиричное звуковое полотно, сочиненное Беатом Фуррером, проникает в помещение со всех сторон – музыканты располагаются не только фронтально, но и перемещаются, и земные шепоты и крики словно окутывают слушателя и проходят сквозь него. Из всех земных историй выделяется одна – это монолог фройляйн Элсе (в великолепном исполнении Изабель Менке), которая ради уплаты долгов отца вынуждена каждый вечер по пятнадцать минут стоять обнаженной перед человеком, ссудившим деньги. Итог размышлений девушки – самоубийство, потому как в ходе этих сеансов ей предстала суть замужества, которое, по мнению Элсе, в конечном итоге мало чем отличается от проституции. Звуки «дома» в какой-то момент начинают сопереживать, а один из голосов – клокочущая, ворчащая басовая флейта – даже составил дуэт.
Уникальная работа в этом проекте была проделана архитекторами из LIMIT, придумавшими помещение, где крутятся по периметру не только двери, но и несколько полос крыши меняют положение, и акустиком Винфридом Ритхом, сумевшим совершить чудеса – например, когда в полнейшей темноте раздается шепот Элсе, кажется, что она говорит прямо рядом с тобой.
Klangforum Wien под управлением Фуррера и Neue Vokalsolisten Stuttgart как всегда выше всяких похвал: эти музыканты каждый раз демонстрируют потрясающее владение сумасшедшими техниками современной музыки, но самое главное – абсолютным пониманием и неравнодушием к происходящему.