Грандиозный проект комплекса Московской консерватории с несколькими новыми залами, оперным театром и стоянкой, разговоры о котором идут уже около двух лет, приобрел ясные очертания.
Лицезреть их (пока на бумаге) выпала возможность большому ученому совету консерватории, расширенное заседание которого посетили с рабочим визитом министр культуры Александр Соколов и мэр Москвы Юрий Лужков. Владимир Ресин одесную шефа, Юрий Росляк – ошуюю, свита других крупнокалиберных чиновников внушала уверенность, что разговор пойдет конкретный.
Так, собственно, и было. Юрий Лужков во вступительном слове поведал о том, что после сдачи Царицына у него появилось свободное пространство, которое он готов отдать консерватории, а попутно объяснил, почему он не входит в попечительский совет Большого театра (потому что по-прежнему считает затраты на реконструкцию старого здания необоснованно большими). В ходе встречи Лужков объявил консерваторию «главным позором города, страны, культуры», сделав, слава богу, уточнение, что качество учебного процесса он не имеет в виду. А затем педагогическому составу рассказали и показали, в чем мэр видит спасение от позора (без вмешательства и помощи Москвы сделать это невозможно, об этом говорили еще ранней осенью, на встрече Михаила Швыдкого и ректора консерватории, также посвященной реконструкции).
Соорудить «город-сад» на Большой Никитской и в Среднем Кисловском переулке предполагается в четыре этапа, стоить это будет порядка 8,5 млрд. руб. (цифры предварительные). Первый из них – строительство консерваторского оперного театра на 500 мест, второй – реставрация Большого зала, третий и четвертый касаются пространства вокруг Рахманиновского зала и предполагают возведение единого концертного комплекса под одной крышей с двумя дополнительными залами на 200 и 400 мест. Было сказано об общей крыше (верный признак лужковского новодела), потом прозвучало страшное слово «бутик» (то, чего все ждали и чего боялись). В этой части комплекса будет сооружен городской пассаж, куда, по словам мэра, переедет «Кофемания» и разместятся магазины, профиль которых связан с музыкой (свежо предание┘). Кроме того, в ходе реконструкции планируется объединить все учебные корпуса переходами, а также технически оснастить библиотеку.
Главная же проблема, которая мешает началу работ, так и не решена окончательно: речь идет о здании, примыкающем к Рахманиновскому залу, которое консерватории не принадлежит, но крайне ей необходимо, а также о двух зданиях, проданных в 90-х годах. С первым московские чиновники вопрос решили: отныне оно принадлежит консерватории. Владелец еще одного здания готов к сделке, а хозяин другого сопротивляется. Но Юрий Лужков настроен более чем решительно.