0
1374
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2007 00:00:00

Подари мне жизнь

Тэги: рахманинов, чайковский, опера, музыка


Сергей Лейферкус – один из самых известных представителей русской вокальной школы на Западе – и Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева составили прочную основу для впечатляющего звучания двух рахманиновских опусов – юношеской оперы «Алеко» (1893) и более зрелой «Франчески да Римини» (1906).

Оперы Рахманинова звучат в столице не часто, даже крайне редко, Сергей Васильевич негласно (и несправедливо) считается неоперным композитором, и поэтому каждое их исполнение вызывает вполне закономерный ажиотаж. Особенно когда представляют их музыканты самого высокого класса, как это и случилось в Концертном зале им. Чайковского.

Надо сказать, что и «Алеко», и «Франческа да Римини» были поставлены в Большом театре, и успех их был настолько велик, что сам Чайковский спрашивал разрешения у молодого композитора, не против ли он, если «Иоланта» будет идти в один вечер с «Алеко».

Примерно такое же отношение к рахманиновским операм сейчас на Западе: Лейферкус, например, регулярно поет их и в концертном исполнении, и в театре, и даже записывает с ведущими западными дирижерами. А Плетнев и РНО летом исполнили их на фестивале в Сан-Себастьяне (Испания). Там же с ними пела Земфиру Вероника Джиоева – певица, которую открыл публике Теодор Курентзис, а сегодня она принимает участие во многих интересных проектах. Среди других исполнителей – тенор Олег Долгов (Молодой цыган, Дант), бас Михаил Казаков (Старик), сопрано Наталья Боброва, в кратчайший срок вставшая на замену Ольге Трифоновой (Франческа), тенор Константин Андреев (Паоло), меццо-сопрано Алина Шакирова (Старая цыганка) и бас Алексей Якимов (Тень Вергилия).

Несмотря на кажущуюся доступность рахманиновского материала, когда музыка говорит сама за себя, все эмоции на поверхности, только бери и пой, всем молодым солистам не хватило в самой большей степени опыта общения с этой партитурой, не хватило подготовленности к Рахманинову, что на 100% подтверждает мнение Сергея Лейферкуса, высказанное им в интервью «НГ» (см. номер от 19.11.07). Кроме того, создавалось впечатление, что для многих из них партия была неудобна и высока (Боброва, избравшая образ холодный и отрешенный, в кульминации была вынуждена перейти на крик, так же как и ее партнер), а это порождает, конечно, скованность в выражении образа. Больше всего разочаровал Камерный хор Московской консерватории, особенно в «Алеко»: партии отскакивают от зубов, слышно каждое слово (что случается на нашей сцене крайне редко), но на этом все и заканчивается – никакой томности, никакого зноя в тембре, только школярская работа; вокализы, изображающие во «Франческе» адское завывание ветра, были немного лучше.

Настоящая драма (а уж сюжеты в обеих операх еще те – муж убивает неверную жену) разыгралась только у Лейферкуса (Алеко и Ланчотто Малатеста) и, как всегда, у Плетнева – в оркестре: этот симбиоз поднял оперы Рахманинова на высоту, которую, пожалуй, уже давно в России никто не брал. Быть может, кто-нибудь отважится теперь на постановку?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2941
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2405

Другие новости