Национальный филармонический оркестр России открыл свой персональный абонемент. Московская филармония – организатор этого цикла – предоставила оркестру и его художественному руководителю (Владимир Спиваков) самим сформировать программу выступлений. Руководство оркестра, в свою очередь, предоставило дирижерам, которые плотно сотрудничают с коллективом (в этом абонементе оркестр выступит с Ионом Марином, Александром Лазаревым, Владимиром Спиваковым и Гинтарасом Ринкявичусом), свободу выбора и даже придумало свое название абонемента – «Дирижерский карт-бланш».
Дирижер Джеймс Конлон, которому выпала честь открыть цикл, остановил свой выбор на сочинениях Равеля, Дворжака и Эдгара Вареза. Программа, с одной стороны, получилась европейская, но с большим американским уклоном. «Вальс» Равеля представляет Старый Свет, француз по происхождению Варез эмигрировал в Соединенные Штаты и там написал сочинение «Америки», которое как раз и исполнил НФОР. Наконец, Антонин Дворжак прославился Девятой симфонией, которая была написала под впечатлением от Нью-Йорка и называется «Из Нового Света».
Программа под стать самому Конлону: американец по происхождению, он сделал головокружительную карьеру на обоих континентах. Достаточно сказать, например, что несколько лет он был главным дирижером Парижской оперы, генеральным музыкальным руководителем города Кёльн, руководит старейшим хоровым фестивалем Цинциннати, более четверти века сотрудничает с «Метрополитен-опера», а недавно стал главным дирижером оперного театра Лос-Анджелеса. С НФОР Конлон выступает уже не в первый раз, творческие отношения связывают его и с Владимиром Спиваковым – они начали совместную запись сочинений композиторов ХХ века и уже выпустили компакт-диски с музыкой Шостаковича, Берга и Хартмана.
Творческая биография дирижера наглядно демонстрирует, что он свободно владеет любым стилем (что есть, конечно, следствие его работы в оперном театре или, например, сотрудничество с Кёльном – городом, где в самой наибольшей степени сконцентрированы модернистские тенденции современной Германии). То же самое относится и к Национальному филармоническому оркестру России, который за недолгое время существования охватил не только классический репертуар, но и ультрасовременную музыку. Поэтому особых трудностей в заявленной программе ни для оркестра, ни для дирижера не было.
«Вальс» Равеля – сочинение для НФОР не новое, симфония Дворжака, по всей вероятности, тоже, Конлон дирижирует обеими партитурами наизусть. В результате ясная, свободная, качественная игра, где все детали продуманы и выверены – и пугающие удары истории начала XX века, врывающиеся в головокружительный вальс, напоминающий венские балы, драматизм крайних частей и печальная лирика средних в симфонии «Из Нового Света». Но самое поразительное – логичность и роскошь звучания «Америк» – сочинения для громадного состава с расширенной группой медных и духовых и даже сиреной в качестве дополнительного инструмента.