0
1069
Газета Культура Интернет-версия

19.11.2007 00:00:00

Не все еще умерло

Тэги: лейферкус, рахманинов, культура, опера


– Часто ли вы поете оперы Рахманинова?

– Рахманинов находится постоянно в моем репертуаре. Очень много лет назад я обратился к его творчеству, подходил к нему довольно сложным путем, потому что его мелодика, гармония, композиция рассчитаны, на мой взгляд, на очень знающего музыканта. К сожалению, существует мнение, довольно распространенное, что русским петь Рахманинова – раз плюнуть. Это не так. На самом деле все намного сложнее. Ты должен обладать определенными навыками, культурой, школой, чтобы спеть как романсы Рахманинова, так и его оперные сочинения. Я еще после консерватории стал пробовать романсы Рахманинова – об операх разговора не было, – и быстро понял, что должен научиться чему-то большему, чтобы петь эту музыку. И стал искать, что я должен перенести в свое творчество, чтобы мне было легко, свободно и спокойно внутри. Я расскажу вам случай, который произошел с одним из племянников Натальи Толстой. Муж ее сестры – профессиональный переводчик со шведского языка Игнатий Ивановский. У них есть сын Коля, который сейчас, по-моему, заканчивает консерваторию, и когда мы встретились, ему было четыре года. Однажды кто-то из композиторов при нем произнес фразу «писать музыку». Коля покраснел, затопал ногами и сказал: «Вы неправы, музыку не пишут, музыка приходит». Взрослые дяди и тети замолчали, потому что было что-то особенное в этом ребенке, словно Господь через него послал истину и смысл музыки. Точно так же, когда мы поем, мы не поем музыку, не исполняем ее, мы являемся проводниками между композитором и публикой. Мы должны показать нечто большее, полную осведомленность в творчестве композитора. Ведь нет легких композиторов. Почему трудно петь Моцарта? Потому что он прост. Постепенно я влюбился в музыку Рахманинова. Что касается опер, то лет 12–13 назад я с Нееме Ярви и Геттеборгским оркестром записал «Алеко» и «Франческу». Для меня это была очень важная ступень в исполнении Рахманинова. Очень хорошая запись, хорошего качества. Потом Владимир Юровский предложил мне сделать Барона в «Скупом рыцаре» для Глайндборского фестиваля. В тот вечер спектакль был объединен с «Джанни Скикки», темой вечера была жадность. «Франческа да Римини», кстати, привлекает различные оркестры, и недавно я пел в Сан-Паулу в Бразилии в новом филармоническом зале в здании старого вокзала. В ближайшее время я буду петь «Алеко» и «Франческу» в Лиссабоне.

– Честно говоря, не ожидала, что оперы Рахманинова столь популярны на Западе.

– Интерес к русской музыке огромен, начиная с Дягилева. Рахманинов для западных слушателей занимает огромное место наряду с Мусоргским и Чайковским. Особенно популярны, конечно, его симфонии и фортепианные концерты, вокальное творчество привлекает своей чистотой, мелодикой.

– А вот в Германии, как правило, первым русским композитором, которого мне называли, был Шостакович. И только потом Чайковский.

– Год назад во всем мире отмечали юбилей Шостаковича. Честно скажу, я никогда не зарабатывал столько денег, как в тот год, исполняя Шостаковича. Я пою практически все его вокальные сочинения. Могу похвастаться – я пел в хоре во время первого исполнения «Бабьего Яра» в Ленинграде, когда приехал Кондрашин вместо якобы заболевшего Мравинского. Очень хорошо помню этот концерт.

– Вы в том возрасте понимали всю подоплеку?

– Ленинград – город маленький, но достаточно интеллигентный, поэтому слухи распространяются с огромной быстротой. Мы знали все, что происходит. Хотя тема антисемитизма не была официально запрещена, но вся программная история симфонии была слишком значима для обкомовских работников, чтобы просто прийти и аплодировать на концерте. Из них никто не пришел. Поэтому исполнение сопровождалось определенным ажиотажем как со стороны публики, так и со стороны исполнителей. Мы понимали, что мы прикасаемся к чему-то очень важному.

– Вы живете на Западе и, конечно, общаетесь с коллегами. Еще года два-три назад у многих западных звезд было такое представление: ты приезжаешь в Россию, тебя возят на бронированном лимузине и платят бешеные гонорары. При этом можно менять программу, завышать требования.

– Это отношение существует до сих пор. Я считаю, что во многом виновна сама русская сторона. Понимаете, слух о том, сколько Дима Хворостовский получил за «Песни военных лет», распространяется очень быстро на Западе. Естественно, что все звезды сразу решили: а почему это я не могу запрашивать такой гонорар? Но одно дело, когда приезжает Джесси Норман, равной которой нет на свете, Лучано Паваротти или Пласидо Доминго... Однако и другие артисты, достаточно известные, позволяют себе запрашивать здесь гонорар выше, чем они получают на Западе. Дело в том, что у каждого есть своя ставка. На Западе выше нее не платят, иногда даже меньше бывает. До сих пор, к сожалению, осталось даже такое представление, условно говоря, что белые медведи в России ходят по улице. Но я, например, когда живу на Западе, скучаю по российской культурной жизни – я имею в виду серьезную музыку, спектакли и так далее. Такой насыщенной жизни на Западе нет, концентрация различных культурных событий в России поражает не только меня, но и всех, кто сюда приезжает.

– Сергей Петрович, откуда прибыли?

– Вчера в Санкт-Петербурге закончился Первый международный детский оперный конкурс имени меня, принимали участие дети с 7 до 18 лет. Я считаю, что мы должны готовить смену. У нас не только вокалисты принимают участие, но и театры, детские оперные коллективы. Конкурс получил статус федерального, половину бюджета мы получили от президента, половину составили частные пожертвования. Мы провели его с огромным успехом и с самого начала хотели проводить раз в два года, но по многочисленным просьбам я понял, что надо делать раз в год. Я всегда говорю: мы уйдем, а кто останется? Ведь в последние годы стало меньше русских исполнителей на мировой сцене. Есть Аня Нетребко. Кто кроме нее? Дима Хворостовский, Маша Гулегина, Паата Бурчуладзе. Но пройдет несколько лет, и мы все уйдем со сцены.

– Многие русские уезжают учиться на Запад...

– Да, к сожалению, коэффициент полезного действия консерваторий практически равен нулю. Как шагающий экскаватор: КПД – ноль. Практически у каждого студента – независимо, скрипач он, пианист, вокалист – есть педагог на стороне. Это не тайна, это реальность. Студенты не видят своего будущего в одной упряжке с педагогом. В Петербургской консерватории отменили подготовительное отделение, я считаю, что это криминал. Я должен с огорчением признаться, что у меня полгода назад был разговор с ректором Александром Чайковским по поводу учреждения консерваторией своего приза или диплома. Он сказал – денег на приз нет, но диплом мы дадим. Когда председатель оргкомитета пришла к его секретарю, то секретарь передал, что консерватория участвовать в этом деле не собирается. Это было в день окончания конференции по детскому музыкальному воспитанию, которую делает Петербургская консерватория. Вот это отношение функционеров к архиважной проблеме. Музыкальное воспитание подрастающего поколения – это самое важное. Наркотики в подворотне или сцена, концертная площадка или преступность. Эта проблема касается не только музыки, а вообще молодежи. На популяризацию культуры надо жертвовать самые большие деньги. Без культуры мы закончим свое существование как цивилизованная страна.

– Вы категоричны...

– Не все, конечно, умрет, но мы можем столкнуться с этой проблемой, если сейчас же не вернем педагогов обратно в Россию.

– Как вы думаете, можно ли говорить об оперном пении в раннем возрасте?

– Можно. Я разговаривал с Сережей Юрским, когда приезжал с сольным концертом. Он спросил: «А ты уверен, что дети имеют право заниматься оперным творчеством? Это же серьезно». Как показал конкурс, для детей нет большего наслаждения, чем петь Моцарта, Пуччини, Чайковского. Мы поняли, что наши дети безумно голосистые и музыкальные. Волнений было много, но страха не было вообще, им неведом он еще в этом возрасте.

– Вы уже сотрудничали с Михаилом Плетневым? Чего вы ожидаете от этой работы?

– Нет, мы никогда не работали вместе. Я его знаю как высококлассного музыканта. Я надеюсь, что у нас будет успех, ведь музыка феноменальная, оркестр высококлассный, и я жду с нетерпением первой репетиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1878
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3892
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости