Свершилось. В Центре оперного пения Галины Вишневской все-таки состоялась премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин». Спектакль должен был увидеть свет 25 октября, в день рождения Галины Павловны, но ее же рукой был перенесен на другое число, а после того еще пару раз. Следующее, второе представление – через месяц, 19 декабря.
Подобную щепетильность понять можно: во-первых, «Онегин» – одна из любимых опер самой Вишневской, во-вторых, после прошлогодних выпадов примадонны против продукции «нового театра, что рядом с Большим», ее собственный спектакль должен был стать достойным ответом всем «Онегиным» вместе взятым (а после скандально известной постановки Дмитрия Чернякова появилось еще и творение Александра Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Чтобы продемонстрировать всем «Евгения Онегина» как Он Есть и быть должен, Вишневская пригласила Андриса Лиепу. Выбор странный, особенно если учесть, что как оперный режиссер Лиепа себя ничем не проявил. А потому спектакль получился немного похожим на разыгрывание оперы по ролям со старательным проникновением в образ, попыткой представить психологический портрет героя и тщательным пропеванием своих партий: немного скованна и невыразительна Татьяна (Гузелья Шахматова), зато кокетству прелестной Ольги нет предела (Светлана Котина); спесив и недалек Ленский (Георгий Гайворонский), прям и непреклонен Онегин (Сергей Плюснин). Но тем же самым спектакль и хорош, потому как точно соответствует основной задаче Центра, то есть обучающей. В конце концов, чтобы совершать революции на оперной сцене, необходимо сперва твердо освоить классику.
На консервативный лад слушателя настраивает уже занавес, на котором изображены потреты Чайковского и Пушкина в окружении фрагментов их рукописей. Пушкинские эскизы с его знаменитыми рисунками обрамляют сцену, а задником служат оттиски петербургских гравюр с изображением старой усадьбы или роскошной бальной залы (художник Анна Нежная). Заметим, что в свете уже упомянутой постановки Тителя и «Пиковой дамы» Фокина в пресловутом «новом театре» идея эта не претендует ни на новость, ни на оригинальность. Все декорации и костюмы монохромны, и только один предмет выделяется на общем фоне и служит немым укором всем новомодным режиссерам, словно нарочито упускающим эту прекрасную деталь из вида, – малиновый берет, украшенный страусиным пером, элегантно держится на милой головке Татьяны.
Из остальных декораций – две скамьи, кровать и столик. Впрочем, большего скромные размеры театра и не позволяют.
Больше всего подкупают в этой постановке сами исполнители, в разной степени, конечно. Во-первых, своей молодостью и тем самым приближенностью к пушкинским героям. Во-вторых, своими голосами, сильными по природе и развитыми в процессе обучения. В-третьих, поколением, когда-то прошедшим школу Вишневской и доказывающим состоятельность существования Центра: Алексей Тихомиров одной-единственной арией князя Гремина превращает этот, в общем, унылый спектакль в событие, на которое стоит идти.