0
749
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2007 00:00:00

Спектакль на вырост

Тэги: театр


Объявленный в этом году в Москве Год ребенка уже принес очевидную пользу: раньше не было ни одного детского театрального фестиваля, теперь – сразу два, оба – международные и оба – с лучшими спектаклями: прошедший месяц назад «Гаврош» – с лучшими спектаклями для детей из Франции, только что завершившийся, «Большая перемена» – с лучшими из России, Великобритании, Мексики, Канады, Италии, США, Голландии, Эстонии.

Посмотреть все вряд ли кому под силу. Но на закрытие из Петербурга в Москву, по старому и по-прежнему главному российскому маршруту, привезли показать «Муму», спектакль Малого драматического театра – Театра Европы. Старый спектакль: в небольшом буклетике даже рассказывается, что первая исполнительница заглавной роли, лохматая Юта, отыграв свои 13 лет, ушла на пенсию, новую выбирал Герасим (Сергей Козырев) – ею стала дворняжка Ромашка, кажется, помесь таксы с кем-то еще. Забавно: у Тургенева, большого ценителя собак, немой Герасим подбирает из воды породистую суку – «испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы, с большими выразительными глазами». Большие выразительные глаза есть и у Ромашки, в остальном она явно проще.

Спектаклю Малого драматического – 20 лет. Поверить невозможно – разве что по каким-то косвенным «уликам»: скажем, в эпизодических, «детских» ролях в «Муму» выходят первые актеры додинской труппы – Петр Семак, Наталья Акимова. Репетировали еще студентами, но у Додина (хотя «Муму» поставил не он, а Вениамин Фильштинский, он же – автор сценической композиции по мотивам произведений Тургенева) не принято разбрасываться ролями. Да и жаль отдавать кому-то другому хорошую роль. Зачем? Кто знает, каким быть на сцене Герасиму, тем более – Капитону, башмачнику, которого и играет Семак. Вернее, кто приходит на спектакль, тот мгновенно принимает: таким. Таким был Герасим, как играет его Сергей Козырев. А Капитон – похожим на Семака, вернее, не на Семака, поскольку в ворохе «разухабистой», иначе не скажешь, шевелюры, с непременным, будто бы уже приросшим к телу штофом актера сразу и не угадаешь...

«Муму» можно отнести к спектаклям среды, в чем Малый драматический, пожалуй, сильнее многих театров. Не только в России, наверное, и в мире. Сразу же на ум приходят «Братья и сестры», хотя в пример можно привести и «Разбитый кувшин», где на сцене резвились бесчисленные кошки, собаки, птицы, всякая мелкая скотина и живописна была будто бы сошедшая с картин фламандцев утварь, но живописны и «соответственны» были лица, жестикуляция, – в этот мир проваливался, как в омут.

«Муму» – мир русского дома, неприбранного, хмельного, сумасбродного, с барыней (Вера Быкова), многочисленной дворней, непременной приживалкой (Светлана Гайтан), – та самая немытая Россия (за исключением, конечно, барыни), которой так хотел сказать свое «прощай» великий русский поэт. А Тургенев, к слову, не раз и прощался, и излияния свои в любви писал издалека...

В спектакле этот взгляд «издалека» материализован буквально – в фигуре Охотника (Анатолий Колибянов), который хорошо поставленным голосом, бархатным баритоном диктора из программы «Время», а может, и того краше и звучнее, «пишет» мазок за мазком русскую природу, и его яркий, пафосный слог не то чтобы разбивается о быт, но – понятно, что он избыточен на фоне немого героя. И как это выходит в России, что такая вправду красивая природа – ветер, запахи, цвета заката, «льющиеся» из-под пера Охотника, – что они так совпадают, в одно и то же время живут с мерзостями и нищетой русской жизни?! Как они нераздельны и слиты...

Ничего от себя, все, десятки, сотни мелких деталей, он выуживает из Тургенева, включает в спектакль. Какая неслыханная, не сегодняшняя подробность игры, и как она оказывается современна, как легко воспринимает все это зал, наполовину заполненный школьниками, ловившими и смешное, и игривое, и трагическое, что Козырев играет так же, если можно так сказать, – без утайки, размашисто и сильно.

Эдуард Бояков, ставший продюсером «Большой перемены», сказал, что за прошедшие годы «Муму» не просто не потерял – стал еще лучше. Может быть, хотя это обстоятельство заставляет иначе взглянуть на проблему современного детского театра. Вот не хуже бы!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1462
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1666
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1772
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4085

Другие новости