Такой голос, как у Эрика Курмангалиева, еще поискать.
На 48-м году жизни скончался Эрик Курмангалиев – единственный в бывшем Советском Союзе известный обладатель редкого по своей природе голоса, контртенора.
Политический контекст во многом определил его творческую судьбу: очень высокий голос, напоминавший об искусстве кастратов, в пуританской Стране Советов был явлением из ряда вон выходящим и в какой-то степени аморальным, потому обладатель уникального таланта во время учебы в Гнесинке (Российская академия им. Гнесиных) был всегда «на вылете» и прославился своим участием в «левых» проектах. Время от времени он пел на академической сцене, дебютировал в Stabat mater Перголези в Ленинградской филармонии, но куда более замеченным осталось его участие в исполнении музыки Альфреда Шнитке (ораторию «История Доктора Фаустуса» композитор писал в расчете на Курмангалиева и Аллу Пугачеву) или роль Ариэля-Просперо (в паре с Анастасией Вертинской) в постановке Анатолия Эфроса фрагментов из оперы Пёрселла «Буря» по Шекспиру на «Декабрьских вечерах» Святослава Рихтера. А Курмангалиев в роли шпиона-трансвестита Сонг Лилинг в спектакле Романа Виктюка «М. Баттерфляй», где героиня пела арии из оперы Пуччини, в буквальном смысле слова потряс весь театральный мир. Один из последних проектов с его участием – вновь альтернативный: в фильме Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» Эрик Курмангалиев сыграл бывшую оперную певицу.
Но главным интересом для него была классическая музыка, с тех пор как двенадцатилетний мальчик заставил родителей купить катушечный магнитофон и стал по слуху разучивать оперные арии, а затем выбрал недостойную восточного мужчины творческую профессию. И не было в его жизни ничего более приятного после триумфального шествия по миру, чем долгожданные овации в Большом зале Московской консерватории.