С 1997 года фестиваль, чьим бессменным организатором на протяжении десятилетия остается Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, как только не назывался: и ADF (Фестиваль современного американского танца), и EDF (Фестиваль современного европейского танца), и ADF/Россия. В конце концов плюнули на географию и в 2003-м присвоили фестивалю имя, как нельзя лучше выражающее саму природу современного танца, – DanceInversion. Смешение-смещение акцентов, смыслов, культур и стилей в юбилейном DanceInversion налицо.
Первым открытием фестиваля стала компания Cie Salia Ni Seydou (Буркина-Фасо/Франция). Ее основатели Салиа Сану и Сейду Боро учились народному танцу и актерскому мастерству в Буркина-Фасо, а в 1993 году по приглашению знаменитого французского хореографа Матильд Монье участвовали в совместной постановке «Антигоны» Софокла. Оказавшись во Франции, не ассимилировались, не вошли одной из красок в какую-либо из многонациональных трупп contemporary. Познакомившись с новыми подходами к танцевальному искусству, утвердились в намерении не изменять естеству, сохранить себя, но не в квазиэтнографичности, а в поиске самобытного и вместе универсального языка на стыке африканской и европейской традиций. От выходцев с Черного континента напрасно ждали экзотики и зажигательных африканских ритмов. В трех соло («Жесты», «Время», «Женское/мужское»), вошедших в спектакль «Зов», постановщики и исполнители Салиа Сану, Уссени Сако и Сейду Боро предложили требующий не только со-чувствия, но и со-мыслия философско-пластический метод постижения вечных истин.
Они живут на два дома. Во Франции являются ассоциированной компанией Центра искусств и культуры города Кретёй. На родине Салиа Сану – художественный руководитель «Встреч современного танцевального творчества африканского континента и региона Индийского океана», Сейду Боро – режиссер документальных фильмов о современном африканском танце. В столице страны Уагадугу вместе строят хореографический центр.
Пепел Африки постучался в сердца фламандского режиссера и хореографа Коэна Аугустийнена во время просмотра документального фильма «Кошмар Дарвина» о разграблении европейцами рыбных ресурсов Танзании. Результатом стал спектакль «Импорт-Экспорт», созданный для компании Les Ballets C. de la B. Нет в нем ни Танзании, ни рыбы. Есть вода – на дне пластиковой бутылки. Из-за этих капель едва не разорвали одну из героинь. Шесть танцоров/акробатов, женский струнный квартет «Кирке» («Цирцея») и контртенор Стив Дугардин под музыку французского барокко в электронной аранжировке разыгрывают современный гиньоль – историю о насилии и бессилии, страхе и унижении. Жест – одновременно и ласка, и пощечина. Костыли – опора и орудие убийства. Присядка с дурниной. Мордобой в современных ритмах. Обнажая свои несовершенные тела, они «раздевают» западный мир. Им нужно взглянуть в глаза. В залитые потом глаза людей, давно уже лишенных сантиментов, но все еще имеющих несчастье чувствовать.
Шокирующий танец бельгийцев порожден гневом и бессилием перед лицом терзающего Африку, а заодно и собственных жителей хищника – Европы. В глазах же африканцев окно в Европу – путь к взаимообогащению культур. Отрешившись от спасительной созерцательности мудрых предков, причастившись мировых танцевальных тайн, молодое поколение африканских хореографов, безусловно, рискует подхватить бациллу старосветской рефлексии и, задаваясь вечными вопросами, но уже не находя очевидных ответов, утерять вековую гармонию. Впрочем, именно ощущение несовершенства мира вызвало некогда к жизни альтернативу классике, дав человечеству новые неповторимые образцы танцевального искусства. Так, может, мы вновь стоим на пороге свершений?