На минувшей неделе Мосгорсуд отклонил кассационную жалобу создателей фильма «Внук Гагарина», и теперь в соответствии с решением суда фильм придется переозвучить, перемонтировать, а упоминание первого космонавта планеты в фильме отныне запрещено. «Внук Гагарина» (режиссер Андрей Панин) вышел в прокат в апреле этого года. Герой фильма, чернокожий детдомовский мальчишка Гена Гагарин, придумал красивую легенду, согласно которой в его бабушку-камерунку когда-то влюбился Юрий Гагарин, дав таким образом незаконному дитяте свою фамилию. Дочери Юрия Гагарина, Елена и Галина, подали на авторов фильма в суд, заявив, что картина порочит имя их отца. Суд этот иск удовлетворил, авторы подали кассационную жалобу. Результат известен.
«Следствие закончено, забудьте». Ну уж нет. Взялись – доводите до конца. А то оттоптались на одном «Внуке Гагарина». Фильм-то, между нами говоря, слабенький, даже более чем. Есть подозрение, что, получись из той же фабулы не сопливая фальшивая мелодрама, а приличное произведение искусства, дочери первого космонавта не стали бы затевать скандал. Но это, впрочем, лишь предположение. Дело-то не в качестве картины. Просто хочется представить себе, каким может стать продолжение истории. Прецедент создан – впервые авторов фильма засудили за упоминание имени реального исторического лица в контексте художественного вымысла. Есть прецедент – должно быть и продолжение. Если продолжение будет таким же серьезным, как начинание, суды встанут перед проблемой нехватки кадров и помещения.
Можно начать с преданий старины глубокой. Предложений много, поэтому выбираем наугад. Потомкам Рюрика предлагаем вчинить иск покойному Леониду Гайдаю за оскорбление чести и достоинства царя Ивана Васильевича Грозного в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Обратить внимание на тот факт, что ни в одном из дошедших до нас документов не указывается факт его временного присутствия в московской квартире, равно как и факт внешней схожести с управдомом Буншей и сожительства с героиней Крачковской.
Чтобы не отвлекаться, те же потомки могут заодно предъявить претензии к потомкам Эйзенштейна, а также к потомкам Репина, так как убийство Иваном Грозным своего сына происходило один на один, и подробности трагедии не известны ни Эйзенштейну, ни Репину. Вообще остатки царских фамилий теперь могут без особых усилий обеспечить себе достойную старость – надо только не полениться затеять с десяток судебных тяжб. Одни Романовы – зачем далеко ходить? – вполне могут указать на недостоверность многих эпизодов из жизни уже почивших членов семьи. Тут уж целую компанию привлечь к суду можно, по миру пустить. И какая славная компания получится! Глеб Панфилов со всеми актерами, исполнившими в «Венценосной семье» роли Романовых, Виталий Мельников с Виктором Сухоруковым за очернение образа Павла Первого в «Бедном, бедном Павле», Владимир Мотыль с Василием Ливановым за недостоверный образ Николая Первого в «Звезде пленительного счастья». Начать лучше сразу с Льва Толстого, который в своей «Войне и мире» без согласия наследников вложил Александру в уста целые несоответствующие монологи, которых тот скорее всего не произносил. А что они сделали с Наполеоном – это ж страшный сон. И пошел образ Бонапарта с его легкой руки гулять по миру так лихо, что Талейран зарыдал и отложил перо.
Создателям исторических фильмов не поздоровится особенно. Уже представляю бедного Владимира Хотиненко на скамье подсудимых за подозрительное несоответствие экранных образов гражданина Минина и князя Пожарского реальным в фильме «1612». Еще в этом фильме есть сквозной персонаж – мифический Единорог. Поменяйте последнюю букву в слове – получится Единорос. Нет ли здесь намека? Мол, никуда от «Единой России» не денешься, и рог у нее┘ Боже праведный. Ох, поосторожнее бы. К вопросу о царской семье┘ Скоро должен выйти в прокат последний фильм замечательного режиссера Валерия Огородникова, не дожившего, к сожалению, до премьеры. «Путина» называется. Ну конечно, невесть что сразу подумали. А ведь это всего лишь о жизни рыбацкого поселка.
Ну поднимите же голос, потомки Ленина, Сталина, Жукова, Циолковского, Котовского, Коллонтай, Наполеона, Генриха Четвертого, Вильгельма Телля и Вильгельма Пика. Ведь у нас теперь демократия, если кто не понял. Третья власть начинает ее и выигрывает.