Члены Ассоциации сценаристов вышли на забастовку.
Фото Reuters
В минувший понедельник в США началась забастовка сценаристов, организованная WGA (Гильдия писателей Америки). Сценаристы требуют увеличения доли от продаж DVD и разработки новых тарифов от прокатывания фильмов, сериалов и ток-шоу в интернете. В забастовке участвуют 12 тыс. человек, отложивших в сторону перо и занявшихся защитой своих прав. Переговоры с продюсерами шли несколько месяцев, с июля, однако не принесли ни малейших результатов. Последний раунд вообще закончился демонстративным уходом представителей сценаристов с «поля боя». Забастовка началась в Нью-Йорке пикетированием здания NBS, сегодня забастовщики начали пикетировать студии в Голливуде. Обозреватель «НГ» связался с президентом WGA Патриком Верроном.
– На чьей стороне симпатии публики, которая вот-вот лишится любимого зрелища – сериалов и ток-шоу?
– Вы на чьей стороне были бы?
– Ни на чьей. Точнее, это секрет – я все-таки журналист.
– Обычная публика не такая скрытная, и ей нет никакого резона сохранять объективность. Поэтому у нас много и сторонников, но достаточно и противников, которые считают, что все эти забастовки – лишь наши внутренние политические игры, от которых страдает рядовой зритель. Хотя я думаю, все претензии должны быть исключительно к руководству кино- и телекомпаний – они так решительно отказались пойти хоть на малейшие уступки, что скорее вообще остановятся, чем согласятся с нашими условиями.
– Предыдущая забастовка нанесла ущерб американскому шоу-бизнесу примерно в полмиллиарда долларов. Какой убыток, по вашим расчетам, понесет национальная шоу-индустрия на этот раз?
– Трудно сказать. Думаю, что больше, чем это было почти десять лет назад. Хотя рассчитать невозможно – все зависит от того, сколько будет продолжаться забастовка. Дольше бастуем – серьезнее убытки. Конечно, в первую очередь забастовка отразится на крупных компаниях, которые потеряют часть рекламодателей. Мы объявили бессрочную забастовку. До февраля телеканалы запаслись сценариями, и если мы продержимся до этого времени, то дальше для телекомпаний может наступить полный крах.
– Телекомпании не отчисляют вам процент от трансляции сериалов в интернете?
– В том-то и дело – телекомпании получают приличную прибыль от прокручивания сериалов и ток-шоу в сети, только нам, тем, кто пишет сценарии, ничего не перепадает. Мы много раз об этом говорили, вели переговоры с руководством студий, однако впустую.
– Последний раз вы бастовали почти 20 лет назад. Почему так давно?
– Потому что каждый раз, когда наши контракты истекали, мы все-таки умудрялись заключать новые контракты, в которых наши интересы учитывались бы. Те проценты, что мы получаем, например, от продаж DVD, мы хоть с трудом, но «выбивали» из руководства компании, с которой заключали контракт. Но сейчас три процента от продаж DVD – это несправедливо, это слишком мало, учитывая тот факт, что объемы продаж растут с каждым днем. Однако на этот раз AMPTP (Alliance of Motion Picture and Television Producers – Ассоциация кино- и телепродюсеров), представляющая интересы компаний, даже не хочет вести с нами переговоры о том, чтобы хоть чуть-чуть повысить процент от трансляций и продаж тем, на ком, собственно, и основывается любой фильм, любое шоу. То есть получается, что непосредственные авторы, те, кто создал основу продукта – очень хорошо продаваемого, кстати, – почему-то не имеют права на справедливую долю.
– Незадолго до выборов любая акция приобретает политическое звучание. Бастующих открыто поддержали претенденты на Белый дом Хиллари Клинтон и Барак Обама. Вы рассчитываете на серьезную поддержку со стороны политиков?
– Ничего общего с политикой! Просто неделю назад истек срок контрактов, и наши действия связаны только с нежеланием AMPTP идти навстречу нашим справедливым пожеланиям. Ну а если политики нас поддерживают – замечательно. Что уж скрывать. Хотя от политики мы и далеки.