Нетрадиционным представлением «Ветер странствий» открыл свой новый сезон Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Побывавший на премьере корреспондент «НГ» признал, что этот ветер надувает в цирковые паруса что-то хорошее.
Любителям цирка, помнящим постановки корифеев Марка Местечкина и Арнольда Арнольда, спектакль, а только так можно назвать действо, происходящее на арене и под куполом цирка, поставленный режиссером-постановщиком Натальей Маковской, может показаться более чем странным. Нет оркестра, «урезывающего» марш «Советский цирк», парада-алле, шпрехшталмейстера, униформистов и, главное, коверных, – все это скорее настораживает, даже настраивает на критический лад. Трудно представить цирк без всех этих традиционных атрибутов. Цирковой патриарх шпрехшталмейстер Завен Мартиросян сетует, что его профессия потихоньку отмирает. Хотя, по его разумению, цирк без шпреха жить не может, да и не должен.
Но, по мнению постановщика «Ветра странствий» Натальи Маковской, в цирк пришли новые времена, а с ними и новые веяния. Многие цирковые специалисты с ней солидарны, считая, что в цирковых спектаклях можно и нужно использовать разные формы.
«Еще в советские времена, – говорит Наталья Маковская, – я ставила спектакли именно так. За это меня и моего мужа и соратника Владимира Крымко (он был главным режиссером цирка на Цветном. – «НГ») страшно ругали в прессе, но зато спектакли шли с переаншлагами... Да, это нетрадиционный цирк, а почему он должен быть всегда традиционным? Я считаю, что такое представление без оркестра, без ведущего смотрится более динамично, и это хорошо».
Наталью Маковскую поддержал директор цирка на Цветном Максим Никулин.
В чем же суть эксперимента, кроме того что отброшены привычные атрибуты? Номера без перерыва следуют один за другим в клиповом режиме. Артисты выполняют номера в темпе хорошо отлаженного конвейера, от маститых акробатов на батуте под руководством Филиппа Попова до дебютантов – гимнаста на ремнях Сергея Мирояна и Марии Гаммовой с номером «Птица». Не обошлось без уже ставшего традиционным «Обезьяньего шоу» Азиза Аскаряна и дрессированных собачек Асият Шюнхайт.
Правда, клоуны появляются только во втором отделении (группа под руководством Алексея Емелина), да и то – это не клоуны в привычном понимании, а скорее комические артисты. Каждый их выход может расцениваться как отдельный номер, поставленный в программу наравне с другими.
Не знаю, можно ли отнести к «эксперименту» свет в новом представлении, – скорее клубный, нежели цирковой, темный, особенно в первом отделении, отчего действо выглядит несколько мрачноватым.
Правда, публике это не мешает разглядеть номер акробатов на шестах под руководством Игоря Бойцова, пластичной гимнастки Лины Лангнер и эквилибристки Виктории Биляуэр, жонглера с шарами Льва Рожулея и группы воздушных гимнастов Владимира Гарамова, разыгравших под куполом цирка сценку из жизни вольнолюбивых пиратов. А также – филигранное исполнение номера «Дикая любовь» гимнастов на кордепарели (свободно свисающем канате) Инны Майоровой и Максима Козлова. Номер, решенный в испанском стиле, идет в бешеном темпе не больше 7–8 минут. Но благодаря эмоциональной и трюковой насыщенности кажется, что длится он намного дольше.
Единственное, о чем приходится сожалеть, – что в стране образовался дефицит клоунов. Может, это проблема не только цирка?