Валентин Сильвестров, произведший в середине семидесятых тихую революцию, которая на самом деле взорвала авангардистский композиторский мир, отмечает 70-летний юбилей. По-тихому: скромно, в Рахманиновском зале Московской консерватории, без приветственных речей и помпезных поздравлений.
Три отделения концерта растянулись часов на пять. С Валентином Сильвестровым по времени путешествовали музыканты, многие из которых – друзья и постоянные исполнители его сочинений: Алексей Любимов, Светлана Савенко (сопрано) и Юрий Полубелов (фортепиано), консерваторский ансамбль «Студия современной музыки» и дирижер Анатолий Левин, певица Ольга Гречко, камерный оркестр Musica viva и его художественный руководитель Александр Рудин.
Программа концерта была составлена из сочинений конца шестидесятых – семидесятых годов и последних опусов композитора, некоторые из них исполнялись впервые. Вновь и вновь мы узнаем автора «Тихих песен», которые как раз и сотворили так много шума в середине семидесятых. Когда на пике популярность были опусы «московской троицы» (Шнитке, Денисова и Губайдулиной), написанные сложнейшим языком, появился композитор, который актуализировал понятие естественной красоты в музыке. И даже авангардные приемы звукоизвлечения вроде ударов по инструменту, как в кантате на стихи Тютчева и Блока, прозвучавшей в концерте в исполнении ансамбля «Студия современной музыки» и Ольги Гречко, вплетены в партитуру с максимальной элегантностью. А идея строить форму как мелодию (Вторая симфония), написанную Сильвестровым в середине шестидесятых, когда композитор активно экспериментировал со стилем и техниками, уже тогда обозначила будущее композитора, который презрит технократическую новизну и отправится по пути возвращения и обретения музыки, способной к открытому и искреннему высказыванию.
Последние опусы композитора не случайно были выстроены Светланой Савенко и Юрием Полубеловым в единую вокально-музыкальную композицию: фортепианные пьесы плавно переходили в песни на стихи Блока, Ахматовой, Хармса, Ходасевича. Все эти миниатюры (включая и «Багатели», исполненные Любимовым в начале третьего отделения) – словно единый монолог, цельный и гармоничный, наполненный ощущением ностальгии и светлой печали. Этим Валентин Сильвестров, пожалуй, и уникален.