Афиши «Песен о любви» не исключено увидеть и в России – переговоры о прокате уже ведутся.
Фото автора
Изначально имя Кристофа Оноре зазвучало по-особому «приятно» по причинам, не столько связанным с качеством кинопродукта, сколько из-за особой скандальности сюжетов, которые молодой режиссер, драматург и даже писатель, неустанно изыскивает для своих работ.
В его пьесах, книгах, фильмах все как в очерках по психологии, но не тех заумных опусах по психоанализу, после которых вдруг думаешь: «Весь мир сошел с ума», а как в небольших, но точных (и поэтому жестоких) заметках о природе человеческой у Николая Козлова или Эрика Берна. Два первых фильма Оноре, «17 мгновений Сесиль Кассар» и «Мы двое», в России остались незамеченными, третий – «Моя мать» заядлые поклонники нашли на пиратских рынках в Питере. После «Матери» на Кристофа Оноре посмотрели по-новому и более пристально. Его стали сравнивать с Ханеке, благо поводов для этого было теперь предостаточно. Роль сладострастной, нестареющей маменьки исполнила Изабель Юппер, после «Пианистки» провести параллели не составило большого труда. Тем паче, что ее яростную сексуальность выгодно подчеркнул молодой актер, уже снискавший себе лавры великого мастурбатора в европейском кинематографе. Луи Гаррель после «Мечтателей» Бертолуччи не пошел по стопам своей старшей киносестренки Евы Грин, не стал сниматься в голливудских блокбастерах, а остался во Франции, продолжая коллекционировать скандальные роли.
Именно Гаррель стал своеобразным талисманом Оноре, он мелькает на экране в трех последних работах режиссера. «Парижская история», ее в сентябре показывали в Москве, – следующий опыт в психосоциальной портретной живописи. Объект – современная французская молодежь: она намертво закрыта от постороннего взгляда, иностранцу не проникнуть в ее тесный мирок интимных переживаний, не пустят. Это под силу только «своему» человеку, который подглядывает ненавязчиво. Кстати сказать, французские переводчики почти расстроились, узнав о русском названии фильма. Язвительно прокомментировали: «Бульварщинкой попахивает». А фильм – более чем рафинированный. Уже там режиссер перекладывает чувства на музыку и заставляет героев петь а капелла, правда, лишь в одной, ключевой сцене.
В своем новом фильме «Песни о любви» он с головой уходит в музыкальность. История о полной неразберихе в сердцах влюбленной троицы вписана в четырнадцать песен и разбита на три эпизода: «Уход», «Отсутствие», «Возвращение». Актеры, как водится, поют своими голосами, и как поют! Одно трио: Людивин Санье, Клотильд Эсме и Луи Гаррель с песней «Я люблю только тебя» дорогого стоит. Автор как бы невзначай касается тем запретных: любовь втроем, адюльтер, отношения семейные, гомосексуализм – и все напевает под нос свои песенки. Только история не становится от этого менее драматичной. Фильм успешно представили на юбилейном фестивале в Каннах, потом выпустили в прокат во Франции. Зритель принялся сравнивать ленту с «Шербурскими зонтиками», принялся обвинять в плагиате режиссера – якобы тот захотел урвать свой кусок славы, вот и «приготовил пирог» по рецепту знаменитого предшественника, Жака Деми. Да, если упрямо искать отсылки, там их предостаточно – и к Годару, и к Трюффо, и не только┘ Можно сколько угодно долго говорить о сходстве молодой Катрин Денев в «Зонтиках» и Людивин Санье в «Песнях», и даже найти его (хотя прически, одежда – далеко ходить не надо, парижская молодежь совершенно кинематографична, все взято из жизни за окном), но┘ За такими деталями зачастую скрывается нечто большее, и именно это большее, как правило, ускользает от придирчивого взгляда педанта, который и в кинотеатр-то заходит лишь, чтобы найти там еще одно подтверждение своей кинообразованности.
Между тем очередной фильм Оноре получился еще более парижским. Улицы, станции метро, скверы, площадь Бастилии, кафешки и ресторанчики, старый кинотеатр «Ле Бради» (где до сих пор идут «Песни о любви»). Жизнь – кино, кино – жизнь. Нет ничего специально придуманного. Но самое, пожалуй, ценное, это то, что надолго остается после киносеанса, – ощущение, будто побывал на заповедной территории чужих воспоминаний. Мало кто знает, что в основу фильма легли не киноленты Деми, Годара и Трюффо, а история вполне реального человека, который уже второй фильм подряд пишет музыку для Оноре. В этот раз Алекс Бопен написал еще и тексты песен: музыканту гораздо легче спеть о своих чувствах, чем рассказать. Луи Гаррель – Алекс Бопен, приятно познакомиться! Мостик между ними – киногерой Измаэль.
Увидит ли российский зритель «Песни о любви»? Возможно. Как раз сейчас в Москве обсуждают условия проката.
Париж