0
2026
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2007 00:00:00

Метаморфозы Арчимбольдо в Париже

Тэги: люксембург, музей, париж


люксембург, музей, париж «Растительные» портреты Арчимбольди были особенно любимы современниками.
Фото предоставлено организатором выставки

Посетителю этой уникальной выставки в парижском Музее Люксембурга предстоит вступить в своеобразный поединок с художником, создавшим необыкновенные портреты-головоломки.

К «Весне» взгляд притягивают множество тонко выписанных цветов в красочной композиции причудливой формы на глухом черном фоне, но если посмотреть на них, немного отстранившись, то нас привлекают уже не столько сами цветы, сколько личико молодой улыбчивой девушки, которое мы распознаем в этой растительной композиции... только вот в качестве носа у красавицы бутон лилии, вместо уха – тюльпан, глазами служат цветы дикой вишни, а зубки у нее в виде колокольчиков ландыша. «Лето» предстает перед нами краснощеким молодцом с лицом из ранних фруктов и овощей, «Осень» – зрелым мужчиной с волосами из виноградных гроздей и с лицом из поздних фруктов и овощей, а вот «Зиму» представляет сухой корявый пень, рисунок сучков которого образует личину дряхлого старика.

Другая серия портретов-обманок посвящена олицетворению первостихий: портрет «Воздуха» составлен из разноперых птиц, антропоморфное изображение «Огня» вырисовывается в пирамиде утвари, используемой для извлечения и поддержания огня, облик «Земли» – в скоплении диких и домашних животных, а «Вода» трактуется как дамский портрет, узнаваемый в нагромождении рыб и морских зверей. Есть и картины, которые являются перевертышами в буквальном смысле слова: на одной изображена миска с овощами, на другой – картина с фруктами, но если перевернуть эти картины вверх ногами, то перед нами все те же антропоморфные коллажи из овощей или фруктов.

Джузеппе Арчимбольдо, автор этих удивительных зрительных каламбуров, был придворным художником при императорах габсбургской династии во второй половине XVI века. Итальянец из семьи потомственных художников, большую часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили, Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо.

Помимо этого он служил организатором придворных празднеств, а также театральных и музыкальных представлений. Насыщенная декоративность и открытый эпатажный характер портретов Арчимбольдо обусловлены вкусами габсбургского двора ко всему диковинному. Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями.

Выставка в парижском музее – первая персональная выставка Арчимбольдо. На ней представлено около 40 работ итальянского мастера: наряду с портретами-натюрмортами здесь выставлены и портреты членов императорской семьи, написанные в традиционной для позднего Возрождения манере, и многочисленные графические наброски, из которых интересны его эскизы для придворных карнавалов. Но парижская выставка особенно замечательна и своей сценографией: ее устроители попытались воссоздать интерьеры кабинетов редкостей, и дивные портреты-обманки окружены здесь подлинными диковинками, происходящими из габсбургских кунсткамер. Все эти трудноотличимые от настоящих фрукты из мрамора, аллегорические камерные скульптуры, предметы придворного обихода в виде заморских животных, кубки из экзотических материалов, рыцарские доспехи, подлинное императорское оружие помогают лучше почувствовать атмосферу, в которой жил Арчимбольдо.

Необыкновенные впечатления от арчимбольдовских картин вызовут у посетителя некоторое потрясение: жадный интерес ко всему тварному миру, вдохновлявший итальянского мастера, передастся и ему. Не исключено, что он сам захочет нарисовать какую-нибудь «арчимбольдеску».

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
577
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
613
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
263
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
378

Другие новости