Томас Адес – главный герой фестиваля «Новые горизонты».
Фото предоставлено организатором фестиваля
Впервые в Россию приезжает Томас Адес – 36-летний английский композитор, пианист и дирижер в одном лице вместе со своей скандально знаменитой оперой Powder Her Face («Припудри ей личико»). 27 октября в рамках фестиваля «Новые горизонты» в Концертном зале Мариинского театра в полусценическом исполнении будет представлена ее российская премьера. 28 октября там же автор выступит как дирижер, исполнив не только свое сочинение Asyla с Симфоническим оркестром Мариинского театра, но и «Свадебку» Стравинского с ансамблем Дмитрия Покровского.
В творчестве британской знаменитости заметны лучшие проявления европейского опыта и английская наследственность. После Бенджамина Бриттена – композитора-классика ХХ века, принесшего английской музыке мировую славу со времен Перселла и Элгара, – в Томасе Адесе хотят видеть нового национального героя от академической музыки. Так же, как Бриттен, он рано написал первую оперу, его стилю чужда умозрительность, длинноты и громоздкая фактура. О Бриттене, партнером которого до конца жизни оставался тенор Питер Пирс, дают повод говорить и отношения Томаса Адеса с Талом Рознером, профи в области видео-арта. В 2006-м они вступили в гражданский брак. Однако подробности личной жизни Томас Адес не любит выносить на публику, крайне редко дает интервью. Однажды, устав от домогательств критики, он и вовсе исчез на греческий остров, отменив престижный тур, на котором должен был как пианист играть музыку Лигети с оркестром под управлением самого Саймона Рэттла.
Причина повышенного интереса к музыке Томаса Адеса – в отсутствии намеков на авангард и герметизм. При всей прихотливости музыкальной фактуры в ней высока степень коммуникативности – ее могут слушать и понимать и суперпрофессионалы, и самые обыкновенные любители. Соединяя в своих сложнейших партитурах несоединимые элементы, Томас выводит академическую традицию за узкоцеховые рамки, создавая иллюзию полной доступности «недостижимого элитарного искусства». «Ее клеточная простота и одновременно сложность вводят в заблуждение», – пишет критик о музыке Адеса. В опере «Припудри ей личико» Адес пользуется не только красками стилей Альбана Берга и Курта Вайля, но и популярным языком танго-композитора Астора Пьяццоллы, придавая действу аромат плоти и крови. Эту оперу называют «кабаретной» – за общий тонус и смакование за замочной скважиной грязных подробностей истории сексуально невоздержанной герцогини Аргайлской: в одной из картин оперы показан эпизод фелляции.
Одни считают композитора со зловеще звучащей фамилией – Адес – мессией современной академической музыки и иначе как шедеврами его сочинения не называют. Другие видят в его искусстве сплошные провокации. Свою стремительную карьеру он выстраивает как bad boy английской музыки. Так, на заключительной репетиции оркестрового сочинения Томаса Адеса Tevot музыканты знаменитого Берлинского филармонического оркестра оказались у пределов своих технических возможностей. Их скрипки должны были играть в чрезвычайно высоком, буквально стратосферическом регистре продолжительные фрагменты этого 25-минутного шедевра. Для профессионалов экстра-класса это стало настоящим вызовом. Друг Aдеса известный литератор Алан Холлингхерст описал Tevоt как «лучшую вещь, которую Томас когда-либо делал». Одно из самых мощных сочинений «Америка: пророчество» было написано Адесом в 1999 году по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра как часть большого цикла «посланий для Миллениума». Древние пророчества майя, переведенные на язык конкистадоров в этом сочинении, – о разрушении испанскими завоевателями народов майя – предсказывают и конец империи задолго до фильма Гибсона «Апокалипсис». Если учесть, что премьера сочинения, в котором говорится, что «враг придет с Востока», была исполнена 11 ноября 1999 года – за два года до 11 сентября 2001-го в Вашингтоне, – то к музыке Адеса поневоле стоит прислушаться как к откровению в звуках.