0
573
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2007 00:00:00

Мы за ценой не постоим

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович - обозреватель "НГ".

Тэги: арена ди верона, фестиваль, москва


На прошлой неделе в Москве прошли гастроли оркестра, хора и солистов знаменитого итальянского фестиваля «Арена ди Верона». Заметим, что более чем за девяностолетнее существование фестиваля его труппа впервые выступала в России, что еще больше усиливало интерес к этому событию. Стоит сказать, что гастроли прошли достойно: хор пел по-итальянски теплым звуком, оркестр превышал функцию оперного (в смысле аккомпанирующего) и в увертюрах и интермедиях выдавал качество симфонического оркестра, среди солистов менее удачен был тенор Виченцо Ла Скола, более удачна – меццо-сопрано Энкелейда Шкоза. Вызвав бурную овацию, блеснула колоратурами и верхними нотами звезда «Арены ди Верона» Мариелла Девиа, наконец, очаровал слушателей бас Паата Бурчуладзе, кроме прочего дважды перевоплотившегося в демонический образ Мефистофеля (из опер Бойто и Гуно).

Но в бочку с медом иногда попадает ложка дегтя, и на этот раз этой ложкой стал дирижер. За пультом стояла русская шведка Мария Эклунд, продемонстрировавшая разве что основы, но никак не мастерство дирижирования. Формально, конечно, не придерешься – Эклунд окончила Московскую консерваторию (класс Геннадия Рождественского), в силу иностранного гражданства – платно (заметим, что конкурса на иностранный факультет нет, берут практически всех). А после окончания даже успела сделать карьеру и, в частности, дебютировать на фестивале «Арена ди Верона». И дирижировать в Москве ее пригласили по настоятельной просьбе итальянской стороны, так что российской стороне было, дескать, не отвертеться. При этом организаторам этих гастролей (Московская филармония и фонд «Музыкальный Олимп») известно об отсутствии профессиональных навыков у госпожи Эклунд не понаслышке: буквально несколько месяцев назад она это продемонстрировала наглядно. Речь идет об организованном Московской филармонией концерте певицы Катарины Карнеус, когда музыканты Национального филармонического оркестра России находились на грани отказа играть под палочку Эклунд.

Музыканты из итальянского оркестра в буквальном смысле этого слова спасли честь фестиваля: они настолько хорошо владеют репертуаром, что смогли самостоятельно выдать максимально качественный результат. На их лицах почти читалось презрение, каждая обязательная улыбка была вымученной, и ни один из оркестрантов, даже концертмейстер, не сделал традиционного жеста, приветствующего дирижера (взмахи смычком), при том что Паату Бурчуладзе встречали именно так, а на выходе Мариеллы Девиа даже затопал хор (традиционный на западе знак бурного восхищения).

Почему карьера Марии Эклунд идет в гору – очевидно: нет таланта и умений, но, по всей вероятности, есть деньги (мужа, друзей, партнеров, собственные – не имеет значения), другой причины просто не может быть по определению. Причем так много, что даже знаменитый и уважаемый итальянский фестиваль «прогнулся», что уж говорить о России. Этот проект был проспонсирован или будут выделены средства на следующий – не важно, важно другое. Выходит, что нынче для того, чтобы насладиться качественным искусством, слушатели должны «проглотить» что-то несъедобное, а организатор понадеется – «авось в общей массе патоки (как случилось на этот раз благодаря профессионализму всех артистов) будет незаметно». Как в советское время – хочешь купить Бунина или Пастернака? Пожалуйста, но только вместе с бессметными творениями коммунистических писателей. Но при этом «бессмертные творения» читать было необязательно, можно было использовать по прямому, исходя из качества литературы, назначению. Только в концертном зале уши частично не заткнешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Виктор Орбан побывал в Москве с «мирной миссией»

Виктор Орбан побывал в Москве с «мирной миссией»

Юрий Паниев

В Брюсселе подчеркивают, что венгерский премьер не представляет Евросоюз

0
755
Единый QR: банки показали способность договариваться ради клиента

Единый QR: банки показали способность договариваться ради клиента

Виталий Барсуков

0
665
Депутатам и сенаторам запретили бесконтрольный выезд из России

Депутатам и сенаторам запретили бесконтрольный выезд из России

Иван Родин

Нижняя палата парламента укрепляет государственную безопасность

0
1387
Борьба Центробанка со спросом бьет по экономике предложения

Борьба Центробанка со спросом бьет по экономике предложения

Анастасия Башкатова

Завоевание рынков, внедрение технологий, расшивка логистики – для всего нужны инвестиции

0
1732

Другие новости