До встречи с Кармен мотоцикл был главной страстью Хозе.
Фото предоставлено организатором гастролей
Гастролями Латвийской национальной оперы открылся сезон латвийской культуры в России. С октября по апрель нам предстоит познакомиться с последними завоеваниями наших бывших соотечественников: выставки искусства плаката, современной фотографии, современной живописи, новый проект Раймонда Паулса (совместно с камерным хором), завершат сезон спектакли Нового рижского театра. С июня по октябрь Россия планирует ответный визит, который начнется гастролями Большого театра в Риге с операми «Дети Розенталя» и «Евгений Онегин».
Латыши привезли в Москву две недавние премьеры – «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Кармен» Бизе. Обе в постановке Андрейса Жагарса, известного в Москве работой над вердиевским «Набукко» в театре «Новая опера». Почерк этого режиссера чувствуется в обеих операх, несмотря на колоссальную пропасть между ними. И в том и в другом случае ключевым словом в понимании трактовки Жагарса становится слово «свобода».
Бесконечная убогость существования местечка в Мценском уезде, кажется, убивает все остатки доброты и сострадания. В бетонном бараке живут работники Измайловых, а сами они обитают в небольшом затертом домике со всеми атрибутами глухой провинциальной жизни – ржавым холодильником, покрывалом с лебедями и матерчатым ковром над кроватью. Бывший военный Борис Тимофеевич и на пенсии не оставил солдафонских привычек, впрочем, военная выучка не поспособствовала ему в воспитании сына – Зиновий Борисович остался бесхарактерным типом. Но самое ужасное – кругом беспробудное пьянство, угнетающее сознание не только Катерины, но и слушателя настолько, что убийство не кажется чем-то преступным, а является естественной частью общей атмосферы.
Место действия «Кармен» перемещено на Кубу времен Фиделя – трагедия Кармен, жаждущей независимости, и обуреваемого любовью и ревностью Хозе разворачивается на фоне общей нищеты и запустения, а набережная в Гаване, бывшая когда-то самым богатым районом, сейчас стала пристанищем молодежи, мечтающей о свободе. Французское la liberte, неистово произносимое Кармен в конце второго действия, приобретает дополнительную окраску в начале третьего: товарищи Карменситы (по либретто – контрабандисты) готовят лодку: вероятно, собираются бежать к берегам Америки и, возможно, утонут (тысячи кубинцев так и не достигли желанного берега, погибнув в плавании). По-новому в связи с этим воспринимается и трагическая сцена гадания Кармен, которой выпадает карта пик – карта смерти. Желание глотнуть свободы влечет ее к Эскамильо – известному боксеру, выигрывающему бой за боем.
В милицейском участке – те же разгул и пьянство. Фото предоставлено организатором гастролей |
Дирижер Гинтарас Ринкявичус проводит оба спектакля, словно находясь в центре кипящей лавы: музыканты играют с наивысшим напряжением, оркестр порой звучит даже жестко, но легко переходит на французское изящество и томность в «Кармен» или на иронический гротеск в «Леди Макбет». Из солистов стоит, пожалуй, отметить двоих. Айра Руране (Катерина) разыгрывается и распевается к середине оперы – мурашки бегут по коже, когда она обещает Сергею сделать его своим мужем. Тенор Александр Антоненко, исполнивший Сергея и Хозе, выглядел вполне убедительно как в роли корыстолюбца и знатока женщин, так и в роли закомплексованного Хозе и в том, что касается пения, был, пожалуй, немного выше остальных солистов. В этом нет ничего удивительного – в этом году состоится его дебют в Зальцбурге.