Банковский кризис. Сцена из спектакля «Капитал».
Фото Михаила Гутермана
Театр «Практика» показал спектакль, из которого становится ясно: все мы – люди, и ничто человеческое нам не чуждо, даже совесть. Пьесу Владимира Сорокина «Капитал» поставил художественный руководитель театра Эдуард Бояков.
Как один из апологетов фестиваля «Новая драма» Эдуард Бояков во всех интервью заявляет, что сегодня главным человеком в театре является драматург. Именно он должен принести на сцену новое качество достоверности и выразительности. Именно он должен подсказать режиссеру и актеру, как ставить и как играть. Писатель Владимир Сорокин в этом отношении фигура более чем подходящая: он и пьесы пишет нетрадиционные, и скандалы закатывает режиссерам, которые, как ему кажется, неправильно ставят его тексты. Однако в случае с «Капиталом» абсолютно ясно одно: Сорокин написал пьесу, которую никак не назовешь оригинальной.
В первом действии сотрудники банка «Капитал» долго-долго обсуждают, где нужно сделать шрам своему начальнику. Как выясняется позже, шрам – это некое ритуальное действие, и от того, в каком направлении он будет сделан, зависит судьба фирмы. В течение разговора сотрудники выясняют отношения с начальником и друг с другом, мирятся и спустя время после успешной операции празднуют «День восьмого шрама». Во второй части герои играют в странную игру, где должны рассказать историю, которая заставила каждого то ли почувствовать свою вину, то ли просто что-то почувствовать. Кто лучше расскажет, тот и выиграл. Вот эта самая важная часть пьесы Сорокина до нервных колик в боку напоминает сентиментальные монологи Евгения Гришковца, о которых не знает разве что собака, которую пророк новой искренности давным-давно съел. Сама же структура пьесы точь-в-точь повторяет текст Вячеслава Дурненкова «В черном-черном городе». Несколько лет назад, на пике интереса к современной драматургии, ее можно было увидеть на фестивале «Новая драма» в постановке воронежского режиссера Михаила Бычкова. Но если герои пьесы Дурненкова были простыми деревенскими жителями и недоуменно рассказывали о своей тайной связи с космосом в нехитрых выражениях вроде «Космические голоса говорили мне: Валентына, не корми поросят щавелем, у них от этого понос», то герои пьесы Сорокина, банковские работники, смущены тем, что захотели проколоть шины у крутого авто или ни с того ни с сего послали старушку на┘ Конечно же, самым трепетным стал рассказ директора банка, которого «размашистым шагом» и с нежностью во взоре играет Игорь Гордин.
Режиссер ограничился изящной сервировкой текста, воспользовавшись при этом помощью талантливых молодых художников Игната и Марии Литвиновых. Ради того, чтобы посмотреть на работу этих учеников Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума (театр «Тень»), собственно и стоит идти на спектакль. Отвечая за визуальные эффекты, они даже в необязательных сценах устраивают настоящее мистическое шоу театра теней. Даже заматерелый защитник прав и свобод современной драматургии на спектакле «Капитал» может поколебаться в своих убеждениях и перебежать в другой лагерь, который утверждает, что будущее театра не за драматургом, а за художником.