В выставочном центре «Галилей» гастролируют украинские молодые художники, тогда как в галерее «Проун» на «Винзаводе» – «киносеанс» старых фильмов и оригиналы киноафиш из нашего золотого фонда.
В огромных просторах удаленного от центра зала «Галилей», расположенного на Шарикоподшипниковом заводе, украинские художники практически затерялись. У себя на родине они очень даже заметны и играют свою важную созидательную роль в процессе современного искусства. Часть из них приняла активное участие в недавних политических переворотах, отстаивая свои права на Майдане и – в этом, политическом направлении – организовав художественную группу Р.Э.П.
В Москву, как и положено, приехали ненадолго, «на гастроли» – показать столичным жителям молодое украинское искусство. От каждого – по одной-две работы, четкая экспозиция без какой-либо главной идеи, да и к чему она?
Главное – показать, кем гордятся и чем недовольны. И все вместе похоже на то, что уже показывали и видели, от ощущения вторичности, как от назойливой мухи, не деться никуда. Поневоле начинаешь сравнивать их Еромленко Юрия с нашими Владимиром Дубосарским и Виноградовым, пиксельные картины Алексея Сайя с пиксельными же картинами нашей Наташи Стручковой┘ Хотя сравнивать бесполезно. Все похожи друг на друга, они на нас, мы на них. Дело не в новизне. Ну чем, к примеру, пейзажи крымские отличаются от пейзажей сочинских? Да ничем, а все равно одним нравится Сочи, другим Коктебель. Так вот для тех, кому нравится Коктебель, – Коля Ридный и Жанна Кадырова.
Первый – житель Харькова, снял удивительную видеосагу о бомжихе, проживающей на украинских просторах. В ней одновременно и свобода, и нищета. Героиня расположилась как будто вне стандартной социальной классификации, но фантомы благополучия тревожат ее лишенный привычной стратегии потребления мир. Такая вот новая героиня нового столетия. Бомжи, как иные, другие, отличные от нас, обладают своей непоколебимой философией – правдой жизни, такой, как она есть, основанной на инстинктах и вере в независимость.
Жанна Кадырова расположилась по соседству с Ридным, в ее углу нагромождение алюминиевой посуды, купленной на киевских блошиных рынках, только все отверстия этих бидонов и кастрюль заботливо прикрыты ровными разноцветными кругами. Так Кадырова заполняет пустоты как прошлого, так и настоящего дня. Инсталляцию сопровождает серия фотографий городских дыр – отверстия труб, щели в зданиях, также закрытые ее цветными кругами; ее инсталляция полностью оправдывает и название проекта – «Цвет».
Много цвета и света и на выставке киноафиш 20–40-х годов прошлого века в галерее «Проун».
Плакаты – оригинальные, авторские, принадлежат кисти самых знаменитых плакатистов того времени. Сегодня найти оригиналы практически невозможно, все тиражи по разным причинам уничтожались безвозвратно, ничего не хранилось, хотя именно киноплакат в то время был как передовица газет – иллюстрацией времени и его духа. Как известно, к кино рисовали плакаты многие художники-авангардисты – достаточно вспомнить Александра Родченко и его афиши к фильмам Дзиги Вертова. Среди плакатов в «Проуне» – незабываемые «Петька, Митька и Чемберлен» Анатолия Бельского, «Остров сокровищ» Николая Хомова, знаменитые афиши братьев Владимира и Георгия Стенбергов и других. Они привлекали зрителей к фильмам и были главными знатоками коллизий этих шедевров раннего кинематографа.
С киноплакатов в зал галереи «прет» энергия: замершие герои, готовые сорваться и прокричать о времени и о себе. Это искусство движения, отображающее одновременно статику стоп-кадра и в то же время главное качество кинематографа – возможность движения вперед, от кадра к кадру. Здесь же, в галерее, сооружена небольшая просмотровая комната, где крутят нон-стоп все шедевры раннего кинематографа, раскручивая кинопленку назад и возрождая дух 30-х годов.