0
972
Газета Культура Интернет-версия

11.10.2007 00:00:00

Министр трогает милиционеров: цензура или сексуальное домогательство?

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Юрьевна Барабаш - заведующая отделом культуры "НГ".

Тэги: соцарт, выставка, франция


Шумный скандал вокруг целующихся милиционеров, олицетворяющих эру милосердия и не поехавших в Париж то ли ввиду собственной недостаточной моральной зрелости, то ли ввиду лихорадочной предвыборной активности министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, удачно залатал пустоты в умах интеллигенции и примкнувших к ней, возникшие после долгого летнего бесскандалья. Да и министр культуры наконец зашевелился, и мы услышали, как он умеет возвышать голос. Наверное, распевается перед выборами. Очень хорошо.

Заодно художники, интеллигенты, либералы приободрились и извергли такую лаву возмущения по поводу министерского беспредела и дурновкусия, что хватило бы на десяток Помпей. Опять попробовали на язык слово «цензура», посмаковав его, покатав языком, ласково подув на него – чтобы не так жгло нежные умы.

Минкульт не пустил в Париж на выставку «Соцарт. Политическое искусство из России» более 50 работ. Среди них – те самые целующиеся милиционеры, голые Ющенко с Тимошенко, Мамышев-Монро в образе Гитлера и прочие привлекательные единицы нынешнего российского контемпорари-арт. Впрочем, несмотря на пожелание министра освободить парижан от этого зрелища, экспонаты частично прошли таможню, а некоторые будут переданы на выставку по интернету. После чего их распечатают и выставят. Так что, как видим, министерский гнев – еще не повод к министру прислушиваться.

Однако речь сейчас не о том, хороши ли ошельмованные Синие Носы и надо ли показывать французам исполненных в России обнаженных украинских политиков. И не в том даже дело, насколько наш министр искушен в современном искусстве. Во всей этой ситуации озаботило другое: как уютно мы себя чувствуем в мире двойных стандартов, убеждая при этом самих себя, что твое мнение здесь и сейчас бесценно. Завтра будет совсем другое – и оно тоже будет ценно. И убаюкиваем себя такими сладкими словами – «внутренняя свобода», «незашоренность», «объективность» и пр.

Полагаю, впрочем, что внутренняя свобода – это не умение использовать возможность быть услышанным. Это прежде всего – умение и возможность подумать, прежде чем быть услышанным. И нести ответственность за сказанные слова. Равно как и действия.

Хочу напомнить, что выставка в Париже проводится на государственные деньги. И везут туда экспонаты государственной галереи. Помните, как в старом анекдоте: «Что за шум на улице?» – «Это революционеры. Они хотят, чтобы не было богатых». – «Странно. А мой дедушка выходил на баррикады для того, чтобы не было бедных». Мы рушили советский строй не ради того, чтобы государство не имело право указывать, куда и какие картины везти. Мы старались ради того, чтобы государство нам указывало только тогда, когда имеет на это право. И чтобы мы четко знали, на что оно имеет право, а на что нет.

У меня нет нежности ни к Министерству культуры, ни к министру лично. Но я с завистью смотрю, например, на Канаду. Там свели к минимуму госдотации на гастроли канадских театров за рубежом. Сказали: мы вас просили, просили – не надо грязи, вы не захотели. Ладно, везите «грязь», но не на наши деньги. И театры продолжают ставить и вывозить то, что считают нужным, только никому в голову не приходит назвать это цензурой. Они тихо находят других спонсоров.

Каждый журналист знает: абсолютной свободы слова нет и быть не может, даже на собственной кухне. Никому не придет в голову обвинять хозяина газеты в волюнтаризме и цензурировании, если он захочет сменить менеджмент. Он платит – он решает. Если платит государство, то решать ему. Другое дело, когда государство решает там, где платят другие. Но это уже и называется по-другому.

А государству тоже удобно в мире двойных стандартов. Целующиеся менты порочат образ России за рубежом? Ладно, пускай так. Только думаю, что фильм «Глянец», открывающий завтра Неделю российского кино в Нью-Йорке (на бюджетные, заметим, деньги), порочит его не меньше. Значит, по каким-то причинам министру неинтересно, как мы предстанем в Америке и почему мы везем туда худшее, что было снято в России за этот год. Не везем ни «Изгнание» Андрея Звягинцева, ни «Русалку» Анны Меликян, ни «Простые вещи» Алексея Попогребского – все то, за что по крайней мере не стыдно. Правда, президент США не придет смотреть наше кино, а президент Франции обещал на парижскую выставку заглянуть.

При этом в сухом остатке мы имеем: 1) отрадный перед выборами пиар министра – можно представить себе, сколько потенциальных избирателей радуются решительности Соколова, ну а хорошие отношения с художниками, кажется, никогда не были среди приоритетов Александра Сергеевича; 2) министр на голубом глазу замечательно отпиарил и художников. Можно представить себе, как сейчас возрастет интерес к тем, кого не пустили в Париж.

«Все промелькнули перед нами, все побывали тут». Все отметились, все засветились, все довольны. Только я, простой читатель, зритель и налогоплательщик, так и не поняла: целующиеся милиционеры – это порнография? Или если они одеты – то нет? И можно ли их трогать министру? Или это уже будет сексуальное домогательство?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
506
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1457
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1087

Другие новости