0
2936
Газета Культура Интернет-версия

08.10.2007 00:00:00

Мне страшно

Тэги: пиковая дама, опера, большой театр, плетнев


пиковая дама, опера, большой театр, плетнев Елена Образцова – точное попадание в образ, чего не скажешь о Бадри Майсурадзе. Сцена из спектакля «Пиковая дама».
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

В Большом театре – большой дебют: Валерий Фокин и Михаил Плетнев поставили одну из самых гениальных опер русской классики – «Пиковую даму» Чайковского. Пожалуй, в Большом добрались до последнего из долгожителей основной сцены: старой постановке Леонида Баратова, которую дважды возобновлял Борис Покровский, больше шести десятков лет.

Открывается занавес: зрители разве что не чувствуют запах Петербурга, так чутко передают декорации туманную, хранящую неведомую тайну и вместе с тем удушливую атмосферу города Достоевского. Четыре ряда колонн разделяет балкон с кованой решеткой, подсвеченный белым светом задник. Звучит увертюра, и начинает путь к смерти Герман: по мосту движется черная фигура с выразительным профилем, и все происходящее напоминает ожившие гравюры или черно-белые иллюстрации к пушкинским рассказам. Хотя еще один цвет, который сыграет роковую для всех роль, присутствует: при определенном освещении пол становится насыщенно зеленого цвета, цвета сукна на игорном столе. Да в интермедии добавится немного золота – в ожидании Императрицы.

Колонны и балкон вызывают в памяти недавнюю постановку «Евгения Онегина» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: здесь декорации по эскизам отца делал Александр Боровский, он же стал автором декораций и в «Пиковой даме». Задник меняется на фасады домов, стены казармы или рисунок рубашки игральной карты.

Опасность заигрывания с балконом продемонстрировала упомянутая постановка «Онегина» – он, с одной стороны, спасает, когда нечего сказать, с другой – сковывает. Действие в результате может происходить на балконе и под ним, но особого драматургического решения, где можно было бы обыграть два пласта, нет. С балкона зрители наблюдают пантомиму в третьей картине, на балконе появляется призрак Графини в пятой и, конечно, в седьмой картинах. Разве что встреча Германа и Лизы состоялась только в музыке, на сцене их судьба была предрешена: Лиза оставалась на верхнем ярусе, Герман – на нижнем, разделенные навсегда кованой решеткой.

Валерий Фокин в отличие от многих своих коллег из драмтеатра понял главное – в опере надо исходить не из сюжета, а из музыки, партитура говорит подчас гораздо больше, чем персонажи, а то и вовсе другое, выявляя истинный смысл происходящего. В «Пиковой даме» для Фокина не важен задний план и точные приметы Летнего сада и набережной Фонтанки, не важны метеорологические явления в виде грозы и хлопьев снега, важно вывести на первый план загадку, мистериальность истории Пушкина–Чайковского – наверное, то, что в наивысшей степени характеризует загадку русской души. Когда заряд одержимости Германа способен на расстоянии попасть в нервные тела и души Графини и Лизы: и вот одна, опытная и властная, уже боится, а вторая – боится и уже любит.

Но задуманное режиссером должно быть прочитано зрителем не в буклете, оно должно впитываться с каждым движением артиста, а в случае с музыкой «Пиковой дамы» – с каждой нотой. Донести до слушателя гениальность опуса Чайковского и вместе с тем раскрыть задачу режиссера способны только большие певцы.

Первая картина. Первая встреча героев: Чайковский пишет квинтет, раскрывающий суть происходящего. «Мне страшно», – произносит каждый из них. А слушателю в зале смешно, потому как вместо ансамбля, от которого должно повеять холодом, слышна лишь невнятица. Мне, автору этих строк, в этот момент стало страшно. От того, насколько худосочна оперная труппа Большого, особенно если учесть, что большая часть задействованных в «Пиковой даме» – приглашенные артисты. Татьяна Моногарова (Лиза), похоже, остается в образе Татьяны Лариной из прошлогоднего «Онегина», впрочем, к Лизе ее боязливость и нервозность подходят. Теплое меццо Анны Викторовой (Полина) выгодно оттеняет Моногарову. Стопроцентное попадание в образ у Елены Образцовой – в ее игре и властность, которой так хотел Фокин, и страх. Особенно удачно решена ее встреча с Германом в четвертой картине, где Графиня, оставаясь во власти воспоминаний молодости, словно позабывшись, воспринимает Германа как очередного партнера.

Единственное светлое пятно состава – Василий Ладюк (Елецкий), обладающий красивым, благородным голосом, и к тому же продемонстрировавший идеальную работу над музыкальным и образным строем своей партии.

Бадри Майсурадзе, хоть и обладает голосом, способным вытянуть партию Германа, не позаботился о том, чтобы эту партию выучить, он не понимает, о чем он поет. Эта партия – одна из самых сложных в оперном репертуаре, требующая вдумчивой и долгой работы. Найти певца, способного ее исполнить, – задача труднейшая. В Большом театре нашелся свой Герман. Но какой! Ключевая фигура в опере, любимый персонаж Чайковского только передвигается по сцене, не пытаясь на минуточку задуматься о сути происходящего. Противоречивости, которой так хотел от этого персонажа Плетнев, борьбы между страстной влюбленностью и сумасшествием алчного игрока, просветления в конце, да еще такого, от которого у слушателя покатятся слезы, и близко не было. Момент в шестой картине, где происходит кульминация трагедии, когда после жаркого любовного дуэта Герман вдруг вспоминает о тайне трех карт и рвется в игорный дом, решен до примитивности просто: Майсурадзе изображает Наполеончика. Банальное восприятие сумасшедших.

Впрочем, настоящая психологическая драма, настоящие чувства, настоящий театр, наконец, в этой постановке есть: все происходит в оркестре под руководством Михаила Плетнева. Нежность первого чувства, ужас, боль, страдание, насмешка, страсть, неумолимое движение роковой силы и просветление, катарсис в финале – все это можно почти осязать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1856
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3856
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2896
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2368

Другие новости