Премьера «Пиковой дамы» в Большом театре оставила тяжелое впечатление. Как будто школьная самодеятельность «замахнулась на Вильяма нашего, Шекспира».
Создалось впечатление, что Михаил Плетнев подавил возможные режиссерские инициативы Валерия Фокина, настояв, чтобы все события развивались строго по центру сцены, перед дирижерским пультом. Подчас зрелище напоминало концертное исполнение оперы, когда многие персонажи застывали со стеклянными глазами, прячась по углам двухуровневой сцены, а главные герои пели анфас, не утруждая себя поиском более естественных поз для общения друг с другом и залом.
Говорят, что Плетнев так боялся неудачи, что накануне премьеры дал несколько интервью негативного для оркестра Большого свойства. Страховался на случай провала. Мол, если что, я предупреждал. А если вдруг получится хорошо, то молодец – я!
Почти комическим персонажем выставил Фокин Германа. Вначале он, как концептуальный депрессив, с пальцем во рту и удивленным лицом пытается втиснуться между колоннами. А затем Фокин оставляет дворянина в нижнем белье. Плотное тело Бадри Майсурадзе неуклюже катается по полу в исподнем. А со свечкой в руке тот вообще напоминает Ивана Бездомного, рвущегося в «Грибоедов».
Это тот уровень режиссерской свободы, который убивает малейшую достоверность происходящего. Можно ли представить себе нормальных людей, серьезно общающихся с босым человеком в кальсонах и наполеоновской треуголке? Могут ли принимать и делать ставки? Конечно же, нет. Его место в психушке. История Пиковой дамы – это история помешательства, скрытого от глаз невнимательного наблюдателя. Так что это допущение режиссера не опирается на достоверность предпосылки.
Мода драматических режиссеров на постановки опер в случае с Фокиным и Большим театром себя не оправдала, обернулась фиаско. Да и не всякий дирижер, добившийся успеха с оркестром, может быть успешным дирижером оперы. Плетнев – не исключение из этого печального ряда нереализованных амбиций. Руководству Большого театра имеет смысл приглашать людей со стороны только в случае, если приглашенные продвигают театр вперед. Если же люди не соответствуют стандартам Большого, то их лучше оставить в покое. Большой театр в последние годы набрал слишком успешный ход, чтобы постановками уровня «Пиковой дамы» рисковать своей репутацией.