На выставке «Москополис» московские пейзажи накладывается на парижские.
В Париже, на Елисейских Полях, в торгово-выставочном комплексе Луи Вюиттона открылась выставка «Москополис».
В Париже наступает осень по-другому, не так, как в Москве. На деревьях листья пока зеленые, а вот под деревьями даже не желтые, а скорее коричневые большие листья кленов. Они везде – на тротуарах, велосипедных дорожках, мостовых, и их почему-то не убирают. В воздухе слышен запах жареных каштанов. Контраст между двумя осенними городами становится еще более явным, когда приходишь на выставку «Москополис».
За две недели до открытия будущие участники собрались здесь, на последнем этаже, чтобы сделать что-то в режиме немедленной креации, схватить мгновение и запечатлеть любимый город таким, каким он представляется сейчас. Они разрисовывали стены, конструировали, мечтали. Французы объясняют, что выбрали одиннадцать самых московских представителей современного русского искусства. Каждый хорошо известен за границей. У каждого есть среди коллекций хотя бы одна, посвященная «Москополису».
Во вступительном слове сквозит французская противоречивость: Москву называют и по-настоящему красивым городом, и городом, который живет в ритме сплошной автомобильной пробки. А еще почему-то Москва – город волков-одиночек.
Эклектику продолжает первая выставочная панель – деревянная полка, где собраны совершенно разные книги на французском. Альбомы Олега Кулика соседствуют со стихами Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. Подле Гиляровского расположилась Улицкая. Все это словно разные пространственные измерения русской, а точнее, московской культуры.
Пейзажи дневной или ночной сегодняшней Москвы (в исполнении Александра Бродского, Валерия Чтака, Кирилла Челушкина и Валерия Кошлякова) сменяются футуристическими фантазмами Павла Пепперштейна, с непременным присутствием фаллосов и вагин крупным планом. Олег Кулик Москву представил в виде уютной юрты. Там запросто можно посидеть, полежать, послушать звуки родного города. Ольга Чернышева спустилась в московскую подземку. Главные героини ее фотографических историй – бабушки-контролеры, которые следят за турникетами или сидят у эскалаторов в стеклянных будках. Для них время остановилось, монотонный звук свистка отмеряет мгновения уходящего советского времени. Ольга говорит, что под землей эти уже немолодые женщины охраняют старую Москву, которая исчезает с поверхности.
Выставка построена так, что московский пейзаж накладывается на парижский. Он виден из окна. Или, если есть желание и время, можно выйти и погулять по просторному балкону – полюбоваться крышами французской столицы и сравнить. Увидеть осень в Париже. Вспомнить осень в Москве.
Париж